На лыжах по Хамар-Дабану
Сибирь - Интересные факты о Сибири и ее регионах

на лыжах по хамар-дабану

Почти пять месяцев в году в Сибири хозяйствует на улице зима, снежный покров местами может существовать полгода, и сам Бог велел нам заниматься лыжным спортом, самым гармоничным и здоровым. Уже в ноябре лучики и хорды лыжных трасс опутывают все пригородные леса Байкала, любители дальних лыжных путешествий пробивают лыжни от всех остановочных пунктов железки на Олхинское плато, в предгорьях хребта Хамар-Дабан, а потом и на акватории Иркутского водохранилища и озера Байкал.

В субботние и воскресные дни тысячи путешественников-лыжников выходят из электропоездов на платформы остановочных пунктов Орленок, Огоньки, Трудный, Подкаменная, Санаторный, чтобы испытать счастье упоительных спусков, насладиться эмоциями встреч с великолепной зимней тайгой Сибири, насытиться на рабочую неделю чистым воздухом, отдаться радости общения с единомышленниками.

Однако великолепный одно-двухдневный спектакль разворачивается в довольно суровой и беспощадной природной обстановке Сибири с суровым климатом, его действие и исход трудно предугадать, и только в случае тщательной подготовки лыжное мероприятие пройдет удачно и без последствий. И тут стоит без всяких оговорок, и прежде чем толкнуться палками на искрящейся лыжне, вспомнить трех китов, на которых строилась стратегия действий отважного полярного путешественника Руала Амундсена. Это были предусмотрительность, воля и осторожность. В его дневнике есть запись: Победа ожидает того, у кого все в порядке, и это называется удачей . В какой-то степени эти слова вообще могут служить руководством к жизни вообще, они лишь подчеркивают, что в ней не может быть мелочей, и тогда шансы Его Величества Случая могут быть сведены до минимума. К примеру, в экспедиции известного австралийского исследователя Антарктиды Дугласа Моусона все снаряжение взвешивалось и учитывалось до грамма.

А теперь проследуем за участниками воскресного путешествия от порога дома и до порога, и попробуем предупредить хотя бы те неприятности, которые в лучшем случае могут испортить настроение.

Как правило, воскресная вылазка собирает людей, имеющих общие интересы и взаимные симпатии, и достаточно ровную физическую подготовку. В такой автономной группе, как правило, есть лидер или авторитет, лучше других подготовленный технически и физически и заботящийся о своих подопечных. Как правило, он идет последним с ремонтным набором и помогает отстающим. Впрочем, ходить в такие походы вполне можно и одному, на популярных маршрутах колонна лыжников в сотни человек растягивается на километры. Важно иметь автономное обеспечение, хорошую подготовку и, на всякий случай, не идти последним. Группе не помешает карта или схема района хотя бы для кругозора, в незнакомой местности она просто необходима.

На крутых спусках, которыми изобилуют загородные трассы из-за особенностей рельефа, важно иметь подогнанный и проверенный лыжный инвентарь и такой набор одежды, который бы обеспечил постоянный благоприятный тепловой режим. Не останавливаясь на общих вопросах выбора инвентаря, обратим внимание в предстартовый период на три момента.

Лыжные палки могут гнуться, но ни в коем случае не ломаться, чем и отличаются палки из пластических материалов. Для дальней же вылазки пока более применимы палки стальные, дюралюминиевые, титановые. Появившиеся в продаже недорогие отечественные палки из чистого алюминия марки Spine для дальних переходов малопригодны, т. к. гнутся как солома, а при выправлении сразу ломаются.

В группе желательно иметь ремонтный набор из таких вещей и приспособлений, которые позволяют хотя бы в минимальном объеме восстановить функции сломанных лыж и палок: съемный носок лыжи (в магазинах продаются пластмассовые), комплект гвоздей и шурупов для стыковки сломанной лыжи и креплений, куски прочного шнура или тесьмы, кружок изоляционной ленты, набор лыжных мазей на прогнозируемую температуру воздуха, спички и пр. Из инструментов желательно иметь легкий топорик, плоскогубцы и отвертку, соответствующую взятым шурупам, съемную дужку распространенных еще дешевых жестких креплений. На дужке стоит остановиться особо, т. к. она легче теряется по дороге к старту, особенно если ее не зафиксировать пружинным фиксатором; опытные лыжники рекомендуют закреплять ее резинкой с использованием просверленного дрелью отверстия в стенке щечки лыжного крепления. Известен случай на Утулике, когда из-за поломки крепления лыжи пришлось прибить гвоздями рант ботинка к лыже. Такая же ситуация может возникнуть при потере или поломке дужки.

Конечно, трудно подобрать исчерпывающий ремонтный набор, не стоит комплектовать его на все случаи жизни: по трассе ведь идут, как правило, доброжелательные спутники, которые, как и автомобилисты, прекрасно понимают, что значит поломаться в пути, когда ближайший населенный пункт находится в десятках километров.

Легкий рюкзак со сменой белья для переодевания после маршрута - сушить сырое белье на себе — последнее дело, сменные легкие и теплые ботинки для езды в транспорте, легкая теплая куртка, бутерброды, калорийный перекус с укутанным термосом с горячим чаем - остановка на обед для экономии тепла должна бы минимальной по времени, бахилы, мини аптечка и, пожалуй, можно вставать на лыжи.

И тут все внимание на спуски — именно на них при падении и можно что-нибудь сломать или получить травму. И тут надо выполнять два несложных правила: общее положение тела должно быть перпендикулярно склону - т. е. чем больше уклон, тем больше наклон тела - как ни парадоксально, а для большей устойчивости надо делать разножку - одна нога должна опережать другую (ноги при этом должны быть полусогнуты). Гашение скорости на спусках палками в наезженной лыжне малоэффективно, обычно палки сдваивают и тормозят ими с одной стороны. Очень эффективно торможение, сидя на палках, но при этом можно разломать кольца ( лапки ) палок, а это при глубоком снеге уже беда. Как правило, скорость удается гасить лишь на раскатанных участках поворотов торможением плугом , полуплугом или соскальзыванием на параллельных лыжах. Нельзя допускать неконтролируемой скорости: самое эффективное торможение - падение набок на простом с хорошей видимостью участке, при отсутствии догоняющих сзади.

При неконтролируемом падении возможна поломка лыж или палок, что сразу делает ситуацию угрожающей. Обломки лыжи стыкуют внакладку и скрепляют гвоздями - с применением топорика вместо молотка, шурупами или изолентой. Скорости при этом уже не будет, но теперь уже главное - идти по лыжне, не проваливаясь. Если обломан носок лыжи, то он быстро заменяется съемным инвентарным. Легко соединяются внакладку с перехлестом сантиметров на 15 и лыжные палки. И в этом случае скорости тоже не будет: коротышкой уже не потолкаешься, но зато равновесие поддержать можно. Впрочем, если для накладки использовать кусок ветки или палки, то сохранить прежнюю длину палки можно.

Важным моментом лыжных путешествий является профилактика обморожений, которые, особенно для ступней, могут произойти незаметно, как правило, это происходит при тесной обуви. Для замерзающих ног в начальной стадии рекомендуется такой способ разогрева: придерживаясь за дерево или опираясь на лыжную палку, следует одной ногой делать размашистые маховые движения вперед-назад с сильным акцентом в нижней точке размаха. Кровь центробежной силой загоняется в стопу и пальцы, 30–40 таких махов достаточно, чтобы разогреть не только ногу, но и весь организм. На сильно замерзшие кисти рук надевают сухие теплые рукавицы и, наклонившись вперед, размахивают руками в вертикальной плоскости вперед и назад, и также с акцентом в нижней точке - так же, как при отогревании ног. Очень сильно замерзшие руки отогревать лучше прямо на голом теле. Быстро действуют продаваемые в аптеках препараты - гель, согревающий и мазь Капсикан . Обмороженные участки лица растирают сухой теплой ладонью, наклонив голову и задержав дыхание.

Невозможно дать совет на каждый шаг, на любое обстоятельство жизни, надо помнить, что мир полон опасных случайностей для такого уязвимого и легкоранимого существа, как человек. Надо лишь помнить об этом и уметь предвидеть угрозу для жизни. Появилась даже поговорка: здоровье - это гонорар мудрых.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности Новосибирска:

News image

Димитровский мост

Димитровский мост — мост через реку Обь в Новосибирске, соединяющий проспект Димитрова на правом берегу (также имеются въезды с улиц Фабричная и Вла...

News image

Спартак (стадион, Новосибирск)

«Спартак» — многоцелевой стадион — одно из старейших сооружений Новосибирска. Построен в центре города на месте кладбища (во время проведения землян...

News image

Вознесенский собор (Новосибирск)

Вознесенский собор — кафедральный собор Новосибирской и Бердской епархии Русской Православной церкви, расположен в городе Новосибирске. История ...

Карта региона:

News image

Восточная Сибирь

Восто чная Сиби рь — часть Сибири, включающая азиатскую территорию России от Енисея на западе до водораздельных хребтов, идущих вдоль Тихого океана ...

News image

Туризм на Байкале

Наибольшее количество путешествий и туров по озеру Байкал совершается летом, но есть любители и зимнего отдыха, которые желают увидеть суровую зиму ...

News image

Аршан

Поселок Аршан Республики Бурятия располагается в 450 километрах от Улан-Удэ, в 230 километрах от Иркутска и в 130 километрах от города Слюдянка. ...

News image

Особенности народов Сибири

Кроме антропологических и языковых особенностей, народы Сибири обладают целым рядом специфических, традиционно устойчивых культурно-хозяйственных пр...