Главная - Люди Сибири - Преподобномученик Каллист

Преподобномученик Каллист
Сибирь - Люди Сибири

преподобномученик каллист

Преподобномученик Каллист (в миру Козьма Мокеевич Опарин) родился в 1864 г. в семье крестьянина, получил домашнее воспитание. Весной 1899 г., будучи холостым, поступил «из запасных воинских чинов» в Свято-Николаевский Верхотурский монастырь. Здесь, 13 февраля 1904 г. он принял постриг с именем Каллист в честь мученика Каллиста Амморейского. Через шесть месяцев был переведен в Далматовский Успенский монастырь, где нес послушание келиарха и печника. В 1906-1907 гг. монах Каллист совершил паломничество по святым местам. Летом 1912 г. его перевели в Кыртомский Крестовоздвиженский монастырь, где он нес послушание печника. В 1913 г. Каллист возвращается в Верхотурский монастырь, в котором подвизается до своей мученической кончины.

Революционные нестроения Каллист встретил в Свято-Николаевской обители. Захватившие монастырь большевики выселили насельников из братских корпусов и предложили им перебраться в Больше-Актайский скит. Оставшиеся перешли в распоряжение Советской власти. Послушники и монашествующие стали считаться мобилизованными новой властью и поступили в распоряжение командира 4-го Екатеринбургского полка. Им пришлось работать на этот полк, квартировавшийся в монастыре. На своих постах братствующие вынуждены были работать на тех же условиях, что и красноармейцы: пищевое довольствие получали от полка, имели солдатскую одежду, которую надевать отказывались, т.к. им благословлено было работать в подрясниках. Иноки, работавшие на полк, принимали это как послушание монастырское, поэтому трудились не за страх, а за совесть. Красноармейское начальство вынуждено было признать, что послушники и монахи трудятся лучше, чем бойцы Красной армии. Заставляли монахов рыть окопы вблизи линии фронта, выполнять различные земляные работы. Каллист проявлял смирение и послушание монастырскому начальству, старался терпеть большевистское нашествие на обитель без ропота, признавая во всем происходящем волю Божию.

В октябре 1918 г. Каллиста вместе с монахом Иоакинфом благословили охранять монастырский Мало-Актайский скит от грабежа красноармейцев, которые, отступая от Верхотурья, остановились в окрестностях скита. Когда в скит пришли солдаты, то обвинили монахов в разведывательной деятельности и арестовали. Безбожники предлагали Каллисту и Иоакинфу отречься от Христа и этим сохранить себе жизнь. Монахи отказались приобрести себе свободу путем отречения от Спасителя, веруя в непреложность слов Господа нашего Иисуса Христа: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8,35).

Это были первые жертвы за веру в городе Верхотурье. Каллиста похоронили вместе с Иоакинфом (Питателевым) на монастырском кладбище около церкви святого Неофита.

Преподобномученик Аполлинарий

Иеромонах Аполлинарий – в миру Афанасий Семенович Мосалитинов – родился в 1873 г. в семье крестьянина Курской губернии Грайворонского уезда Крюковской волости. Он получил домашнее образование. В августе 1901 г. поступил в Верхотурский Николаевский монастырь, а в 1903 г. по прошению был определен в братство монастыря. В 1904 г. по мобилизации Афанасия призвали на действующую военную службу. Через два года, по увольнении с военной службы, его снова приняли в число братии. 27 марта 1908 г. Афанасий был пострижен в монашество с именем Аполлинарий настоятелем монастыря иеромонахом Ксенофонтом (Медведевым).

В сентябре 1910 г. рукоположен в иеродиакона. Аполлинарий весьма усердно нес послушание на строительстве Крестовоздвиженского собора в качестве столяра, за что был удостоен архипастырского благословения с выдачей свидетельства. Как отмечалось во всех ведомостях об иеромонахе Аполлинарии – «поведения очень хорошего, к послушаниям способен и очень усерден». Незадолго до революции Аполлинарий был рукоположен в сан священника. В монастыре он прожил 17 лет.

В 1918 г. в возрасте 45 лет Аполлинарий мученически погиб от рук красноармейцев. Произошло это при следующих обстоятельствах. Военно-оперативный штаб по борьбе с контрреволюцией в июле 1918 г. потребовал от настоятеля немедленно командировать священника для служения в селе Красногорском. В силу этого безапелляционного требования власти для служения при Спасской церкви села Красногорского был командирован иеромонах Аполлинарий, так как местный священник, отец Александр Чернавин, был арестован, а после освобождения большевики запретили ему служить. Село Красногорское находится недалеко от села Меркушино, в котором есть Симеоновский храм с могилой праведного Симеона Верхотурского, очень почитаемого на Урале. Окончив служение при церкви в селе Красногорском, Аполлинарий отправился в Меркушино помолиться на могиле Угодника Божьего. В Меркушино отца Аполлинария арестовали и отправили под арестом в Верхотурье. На следующий день, 30 августа 1918 г., иеромонах был зверски убит. Его закололи штыками недалеко от г. Верхотурья и там же зарыли тело. Иерейский крест, снятый с убитого священника, палачи передали настоятелю монастыря. Только по освобождении города от большевиков, в числе таких же жертв красного террора, тело Аполлинария было найдено и привезено в монастырь, где с подобающей честью 5 октября 1918 г. мученик был погребен на монастырском братском кладбище.

Обычно большевики умалчивали о совершенных казнях. В данном же случае власти публично сообщили о расстреле монаха за контрреволюционную агитацию. По всему городу были расклеены афиши с приговором ЧК. Такое беззаконие над иеромонахом отозвалось болью в душе многих горожан. Большевики стремились не только физически уничтожать священников, но еще и опорочить духовенство и Церковь в глазах верующих статьями кощунственного характера. В газете «Уральский рабочий» даже существовала специальная рубрика, в которой публиковались материалы о Православной Церкви. Называлась эта рубрика – «В стане долгогривых». Духовенству постоянно приходилось сталкиваться с дерзкими и кощунственными действиями по отношению к основам веры и церковным святыням. Вот что писала советская пресса о праведном Симеоне. «С этим святым произошел большой казус. Меркушинский поп увидел якобы во сне святого и узнал его имя. С тех пор и появился «преподобный Симеон». На этом святом до самой революции спекулировали попы, одурачивая народ, а фактически взяли произвольно одну из могил, раскопали, достали кости и объявили мощи». В этом противостоянии веры и безверия побеждала вера, ибо, как свидетельствовал апостол Павел: «Бог поругаем не бывает». До нас дошло несколько свидетельств вразумления безбожных хулителей веры Христовой. Председатель Верхотурской чрезвычайной комиссии товарищ Сабуров после попытки вскрыть мощи праведного Симеона и весьма болезненного «вразумления» больше не дерзал осквернять святыни.

Что бы ни писали безбожники, для православных людей убийство иеромонаха Аполлинария стало смертью мученика, претерпевшего за свое свидетельство правды Христовой. «Праведник, умирая, обличит живых нечестивых, ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем» (Прем. 4:16,17,19).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности Новосибирска:

News image

Дом Ленина (Новосибирск)

Дом Ленина – здание в Новосибирске, расположенное по адресу Красный проспект, 32. Ныне в здании размещается Новосибирская государственная филармония...

News image

Особые достопримечательности Новосибирска

Новосибирск – крупнейший промышленный, транспортный, научный и культурный центр, третий по числу жителей город в России после Москвы и Санкт-Петербу...

News image

Фонтаны Новосибирска

Фонтанов в Новосибирске не так уж и много. Многие из них не работают уже годами. В 1994 году создано муниципальное предприятие «городской фонтан»...

Карта региона:

News image

Кяхта

Кяхта, районный центр в Республике Бурятия, у границы с Монголией, в 235 километрах к югу от Улан-Удэ. Координаты города Кяхта: Расположен в Заба...

News image

Республика Бурятия

В Республике Бурятия в городе Улан-Удэ можно познакомиться с культурой и бытом Забайкалья в музее под открытым небом. В архитектурном плане здесь вы...

News image

Южная Сибирь

Южная Сибирь — часть Сибири, выделяемая по различным основаниям. 1. По физико-географическим условиям Южная Сибирь — горная страна, протянувша...

News image

Барнаул

Барнау л — город (основан в 1730-х годах, статус города с 1771 года) в России, административный центр Алтайского края (с 1937 года). Расположен на ю...