Буддизм Сибири
Сибирь - Интересные факты о Сибири и ее регионах

буддизм сибири

Буддизм, в XVIII–XIX веках все Забайкалье, часть Сибири и Прибайкалья оказались под влиянием буддийской религии. Вместе с буддизмом на территорию озера Байкал и Республики Бурятия проникают достижения культур народов Тибета и Монголии. В 1723 году в Забайкалье прибыли 100 монгольских и 50 тибетских лам. В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Республике Бурятия признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. При дацанах открылись школы, печатались книги. В 1916 году в Республике Бурятия насчитывалось 36 дацанов и свыше 16 тысяч лам.

Проникновение буддизма в Республику Бурятия способствовало распространению среди народа тибетской медицины. Появились медицинские школы или манба-дацаны, где перепечатывались классические трактаты, а также создавались новые труды, обобщающие опыт бурятских эмчи-лам. В медицинских трактатах Чжуд-ши и Вайдурья-онбо было описано 1300 лекарственных средств растительного происхождения, 114 видов минералов и металлов, 150 видов животного сырья.

Распространение ламаизма происходило одновременно с уничтожением исконной религии бурят – шаманизма. Организовывались гонения на служителей шаманского культа, разрушались и уничтожались шаманистские культовые вещи и капища. Наибольший успех сторонникам буддизма принесло включение в ламаистскую систему бурятских шаманистских культов. Бурятские божества объявлялись тождественными буддийским божествам, культ родоплеменных обо был подвергнут ламанизации. Шаманские эжины получали новые тибетские имена – сабдаки.

После Октябрьской революции в стране началась борьба как против шаманистов, так и против буддистов. В 1931 году старомонгольская письменность была заменена латинской, в 1939 году — русской. С 1927 по 1938 года все 47 дацанов и дуганов, существовавших ранее в Прибайкалье и в Республике Бурятия, были закрыты и разрушены. С 1938 по 1946 года не действовал ни один дацан. В 1947 году в 40 километрах к югу от Улан-Удэ был построен Иволгинский дацан, а вскоре возобновил работу и Агинский дацан. В течение последующих 44 лет нужды верующих бурят обслуживали лишь эти два храма. И только в 1991 году к двум действующим добавились еще 10 вновь открывшихся дацанов.

С 1991 году ведется строительство новых дацанов во многих районах Республики Бурятия. Во время путешествий можно посетить действующие дацаны в Тункинской, Баргузинской долинах, Иволгинский дацан, Гусиноозерский дацан.

Иволгинский дацан находится в 35 километрах от столицы Республики Бурятия города Улан-Удэ, построенный в 1947 году. Экскурсия в Иволгинский дацан обычно занимает 4 часа и предполагает посещение действующих храмов во время раннего богослужения, посещение библиотеки с уникальным собранием буддийской канонической литературы.

Тамчинский дацан расположен в 150 километрах от столицы Республики Бурятия города Улан-Удэ близ дороги, ведущей в Монголию, на северо-западном берегу Гусиного озера.

Ацаганский дацан

Ацаганский дацан расположен в 50 километрах от столицы Республики Бурятия города Улан-Удэ, это один из 15 вновь открывшихся дацанов. До Октябрьской революции в крае действовали 46 буддийских храмов, но в 30-х годах 44 из них были разрушены. Ацаганский дацан явился последней резиденцией хамбо Доржиева. Близ минерального источника Хара-Ацагат местные миряне сохранили бревенчатый дом, принадлежавший Агвану Доржиеву, учителю и наставнику XIII Далай-ламы. Село Хара-Ацагат дважды посетил Далай-лама IV.

Эгитуйский дацан

Эгитуйский дацан расположен в 300 километрах от столицы Республики Бурятия города Улан-Удэ, построен в 1826 году и представлял собой комплекс из четырех дуганов. Сокровищем дацана является статуя Зандан Жуу – Будда из сандалового дерева. По своей архитектуре Эгитуйский дацан один из красивейших. Три дугана – медицинский, философский и астрологический – окружали главный храм. При Эгитуйском дацане действовала типография, одним из почитаемых праздников был Цам.

Нетленное тело Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова

В буддийском мире раньше было известно только три редчайших случая достижения нетленного тела – в Китае, Индии и Вьетнаме. В Китае тело не сохранилось, во время трагических событий в Тибете в 1959 года монастырь Гандэн Сэрдун был варварски разрушен, и нетленное тело Цзонхавы исчезло. Во Вьетнаме подобное тело находится в плохой сохранности, только в Индии в Дхарамсале в резиденции Далай-ламы XIV сохраняются в ступе мощи Линг Ринпоче. Четвертый случай – нетленное тело Пандито Хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири, обнаруженное в прекрасном состоянии в Республике Бурятия, для всех верующих подлинное чудо. Современная наука не в состоянии объяснить природу этого феномена. Тела самых продвинутых йогинов не разлагаются, а сохраняются для потомков нетленными, хотя у всех прочих смертных разложение тела неизбежно, и от них, в лучшем случае, остаются только скелеты. В настоящее время нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова находится в специальном помещении Иволгинского дацана, согласно буддийской традиции, к нему не допускаются женщины, и ни за какие деньги не разрешается фото - и видеосъемка. Но нам было разрешено осмотреть эту реликвию, для всех верующих появление такого нетленного тела большое благо.

11 сентября 2002 году в Иволгинском дацане в Республике Бурятия состоялось вскрытие саркофага или бухмана в местности Хухэ-Зурхэн, согласно завещанию Даши-Доржо Итигэлова (1852–1927), в котором он говорил своим ученикам - Вы навестите меня и посмотрите мое тело через 30 лет . Спустя 75 лет после захоронения тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии, видны все признаки тела - кожный покров, находятся на месте нос, уши, закрытые глаза. Пальцы рук и локтевые суставы имеют подвижность, а на височной части головы всех удивляет короткий свежий черный пушок волос, выросший как будто вчера. Только великие учителя, уходя из жизни, могут войти в состояние медитации – самадхи и очистить свое тело так, что после смерти оно сохраняется нетленным неопределенно долгое время. Присутствующие при вскрытии бухмана руководство Буддийской традиционной сангхи России и медицинские эксперты подтвердили тождественность тела захороненному 75 лет назад Итигэлову. Всеобщее удивление вызвала прекрасная сохранность тела, вопреки времени и необратимости физического распада, Итигэлов узнаваем и сидит по-прежнему в той же самой позе лотоса, которую принял, медитируя, при уходе из жизни.

Даши-Доржо Итигэлов в 16 лет отправился на учебу в Анинский дацан. Там он провел около 20 лет, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию. 24 марта 1911 года его выдвинули на пост Пандито Хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири. Грамотой иркутского губернатора от 11 апреля 1911 года его утвердили в звании Верховного главы всех буддийских дацанов. В 1913 году Пандито Хамбо-лама участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-летия дома Романовых и в освящении буддийского храма в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге. Ушел из этой жизни Хамбо-лама в 1927 году как настоящий буддийский практик, читая молитву перед учениками и медитируя в позе лотоса. В позе лотоса, в которой Хамбо-лама находился во время медитации, тело поместили в саркофаг в бухмане в местности Хухэ-Зурхэн.

В 1955 году группа лам во главе с Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым в тайне от властей вскрыла саркофаг с телом, осмотрев его, убедились в хорошей сохранности тела и вернули в саркофаг, засыпав бухман крупными кусками природной соли. В те годы не могло быть и речи о возвращении в дацан тела. Три последних года буддийские священнослужители уговаривали действующего Хамбо-ламу Доржиева повторно вскрыть саркофаг. В уме я все время держал мысль, что нынешнему поколению буддийских священнослужителей необходимо вновь найти саркофаг Хамбо-ламы и проверить состояние его тела, – рассказывает лама Бимба Доржиев. – Даже во сне я видел, как мы открываем саркофаг, и еще больше утвердился в вере, что если сделать нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова объектом почитания верующих, то это станет большим благом. Но это большая ответственность за дальнейшую судьбу этого драгоценного для нас тела . Центральным духовным управлением Сангхи России решено соорудить специальный саркофаг из стеклопакета и создать все условия для дальнейшей сохранности драгоценной реликвии, которая будет выноситься в храм к верующим только один раз в году.

Иволгинская сопка — Буян-Тугад

Иволгинская сопка или Щедрый павлин расположена в 2 километрах от села Иволгинск и представляет собой колоритное возвышение, издалека напоминающее форму головы. Северо-западный склон сопки пологий, ровный, а юго-западный скалистый, обрывистый. В хорошую погоду она видна из столицы Республики Бурятия города Улан-Удэ.

У подножия горы некогда была пещера, которая имела несколько входов. В ней жили люди. Для защиты они разводили костры и поэтому все входы в пещеру закопчены. Раньше там было множество наскальных рисунков, изображения зверей и птиц, но со временем входы оказались завалены крупными глыбами. Последний вход в пещеру засыпан в результате землетрясения 1959 году.

Рядом с заваленной пещерой находится ниша Гун-Саба, названная так в честь популярного в бурятских легендах Саввы Рагузинского — русского посла к китайскому императору, основателя города Кяхты.

Для местных жителей сопка служит священным местом, здесь устраиваются молебны с обильными угощениями и жертвоприношениями духам.

На вершине горы был субурган, частично отлитый из чугуна на Петровско-Забайкальском металлургическом заводе в Сибири. В нише субургана горела вечная зула, ее заправляли и зажигали поочередно все жители бывших деревень Магадни, Боро-Гурбо. В 20-х годах субурган поразила страшной силы молния и расколола его на части, которые скатились вниз. Новый субурган построен в 1991 году по решению сельского схода на народные средства.

Также можно осмотреть обо, которое находится в Республике Бурятия 400 метрах от Кяхтинского тракта на вершине невысокой горы и представляет собой каменную насыпь с воткнутыми в ее стволами деревьев и навешанными лоскутками материи с текстами буддийских молитв. Рядом с обо находится более древнее культовое место эпохи бронзы – наскальные рисунки или петроглифы с остатками жертвенных приношений.

Алтан-Сэргэ

В Сибири на территории Тамчинского дацана, перед входом в Цогчин, находится легендарный археологический памятник — оленный камень или Алтан-сэргэ – золотая коновязь , уникальный образец наскального искусства эпохи бронзы, которому, по определению археологов 3,5 тысяч лет. Оленный камень получил свое название от высеченных на нем изображений оленей. Первоначально Алтан-сэрг был установлен на погребальном комплексе святилища, а спустя сотни лет перевезен ламами и установлен у портала центрального дацана Цогчин. По легенде, каменная стела, стоящая у входа в главное здание монастыря, служила коновязью для священных лошадей небожителей, когда те приезжали на праздник Цам-хурал или Термен в 1912 году. В 1931 году Алтан-сэргэ с территории комплекса исчез, и только в 1989 году в фундаменте одной из разрушенных построек случайно были найдены фрагменты оленного камня . Из шести найденных обломков восстановлен первоначальный вид памятника.

Алтан-сэргэ изготовлен из цельного куска камня четырехгранной формы высотой 2,6 метра. На всех четырех гранях-плоскостях размещены высокохудожественные многофигурные композиции. Среди насыщенного орнамента выбиты летящие в галопе олени.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности Новосибирска:

News image

Площадь Станиславского

Пло щадь Станисла вского — площадь в Ленинском районе Новосибирска. Является второй по значимости после Площади Маркса на левобережье города. Опи...

News image

Новосибирская государственная филармония

Новосибирская государственная филармония (размещается в Доме Ленина) — одна из крупнейших концертных организаций Сибири и Дальнего Востока, камерный...

News image

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ) — экономическое образовательное учреждение в Новосибирске. Первое высшее уч...

Карта региона:

News image

Амгаланта

В восточной части района Республики Бурятия в межгорной долине, в 60 километрах от села Хоринск, находится небольшое село Амгаланта. Соседними являю...

News image

Север Байкала

Мыс Рытый Мыс Рытый относится к сакральным местам озера Байкал и Прибайкалья, известен по мифам как место, где обитают грозные божества. По стари...

News image

Природные ресурсы Сибири

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины весьма разнообразны. Запасы нефти и газа таких месторождений, как Уренгой, Медвежье, Сургут выводят Запа...

News image

Чита

Чита — город (с 1851) в России, административный центр Забайкальского края. Население — 309 000 чел. (1 января 2010), (316 643 чел. — 2002)