Главная - История Сибири - Освоение Сибири


Освоение Сибири
Сибирь - История Сибири

освоение сибири

По мере складывания и укрепления Российского централизованного государства происходило расширение его территории - преимущественно за счет освоения новых окраинных территорий, таких как Сибирь.

Проблема заселения русским народом Сибири давно привлекала внимание исследователей. Впервые проявили к этому интерес участники Академических экспедиций, посылавшихся в Сибирь для ее изучения. Однако их интерес к заселению рассматривался в основном в плане изучения роли государства в этом процессе. В целом научное изучение Сибири, озера Байкал и ее отдаленных районов началось с Истории Сибири Г.Ф. Миллера. В XIX веке эта проблема нашла отражение в работах П.А. Словцова, А.П. Щапова, Н.М. Ядринцева, Г.Н. Потанина, И.В. Щеглова, Н.Н. Оглобина, П.Н. Буцинского, В.К. Андриевича, Ю. Гагемейстера и других историков XIX столетия. Следует отметить, что в подавляющем большинстве этих работ рассматривался общий процесс освоения Сибири, основание острогов, либо процесс заселения прослеживался в них в узко территориальных рамках. При этом регион Прибайкалья и Забайкалья в подавляющем числе работ названными авторами не затрагивался.

В изучении проблемы заселения Сибири значительно продвинулись историки XX века, в частности: С.В. Бахрушин, В.Н. Шунков, В.Н. Шерстобоев, З. Я. Бояршинова, Ф.Г. Сафронов, В.А. Александров, А.Н. Копылов, В.В. Воробьев, В.М. Кабузан, С.М. Троицкий и другие. Однако их работы затрагивали исторические проблемы Байкальского региона и озера Байкал весьма фрагментарно и мимоходом. Более же полное отражение проблемы заселения озера Байкал нашли в обобщающих трудах - Истории Сибири , но преимущественно в общем виде. Наконец, в 70-90-х годах XX века данные проблемы получили разработку в трудах историков. Однако, что касается заселения русскими Прибайкалья и Забайкалья, то в их работах освещались лишь отдельные сюжеты этого процесса.

Огромная территория Сибири, в два раза превосходящая Европейскую часть России, стала направленно заселяться в связи с общим процессом освоения нового края. При этом история заселения складывалась таким образом, что большая часть переселяющегося в Сибирь населения постепенно оседала сначала в южной части Тобольской губернии, далее - в Томской, затем - в южной части Енисейской и в Иркутской губернии, позднее - в Забайкальской области.

Завоевание Сибири происходило непоследовательно в географическом отношении. К концу XVI века была освоена Западная Сибирь. После этого открылись беспредельные просторы Восточной Сибири. С завоеванием Енисея целый поток завоевателей устремился на северо-восток Сибири. В результате уже в первой половине XVII века были освоены бассейны рек Лены и Колымы. Дальнейшие действия русских были перенесены на Амур и далее. Одновременно с освоением северо-востока Сибири по другому маршруту группа первопроходцев начала осваивать Прибайкалье, чем было положено начало освоению бассейна озера Байкал. Сначала - западной части озера Байкал, где были основаны в 1630 году - Илимский острог, в 1632 году - Иркутское зимовье, в 1631 году - Братский и Усть-Кутский остроги, в 1654 году - Балаганский острог, а затем - восточной части озера Байкал, где были основаны Баргузинской острог в 1648 году, Читинский (вначале Ингодинское зимовье) - в 1653 году, Нерчинский - в 1655 году, Селенгинский - в 1665 году, Верхнеудинский - в 1666 году.

В 1625-27 году атаманы В. Тюменц и М. Перфильев впервые побывали на территории Прибайкалья, вышли на озеро Байкал и сообщили в Москву, что земля эта многолюдная, и богата соболями, бобрами и скотом и бухарских товаров, дорогов и киндяков и зенденей и шелков: много, а серебра де добре много, а коней и коров, и овец и верблюдов бесчисленно . Очевидно, это обстоятельство послужило обнадеживающим фактором для дальнейшего продвижения русских в Сибири в сторону Забайкалья, поскольку привлекало взоры правительства.

Освоение Забайкалья началось несколько позже - в 40-х годах XVII века. Впервые в Забайкалье русские появились в 1638 году под руководством Михаила Перфильева. Всем первым экспедициям давались наказы на новых народов ясак наложить, места около озера Байкал точно описать и золотых и серебряных жил искать . И хотя русские к этому времени были уже наслышаны о Забайкалье, первые землепроходцы Сибири, прибывшие в район Баргузинского острога, доносили правительству, что серебряных и золотых жил там нет. Это обусловило дальнейшее продвижение русских на восток Сибири с той же целью и способствовало основанию здесь новых острогов. Таким образом, поиски новых землиц закончились тем, что ко второй половине XVII века русские становились твердою ногою в байкальском регионе и на озере Байкал.

Освоение около байкальского края и озера Байкал представляло собой сложный и своеобразный процесс. Его особенность состояла, прежде всего, в том, что огромная территория Сибири - Прибайкалья и Забайкалья с малочисленным населением была присоединена к Русскому государству без применения сколько-нибудь значительных военных сил, в подавляющем большинстве случаев отряды первопроходцев исчислялись несколькими десятками человек.

Другой особенностью освоения байкальского края в Сибири являлось то, что с самого начала правительство проводило здесь вполне определенную мирную стратегию. Стремясь укрепить захваченные земли и, в то же время, не располагая достаточными военными силами, правительство неизменно давало руководителям землепроходческих отрядов рекомендации действовать в отношении ясачного населения без насилия и грубого нажима - ласкотою и добротою , что в известной мере влияло на складывание добрососедских отношений с аборигенами. В конце концов, как свидетельствуют исторические документы, эти отношения в большинстве случаев перерастали в дружественные. Многочисленные царские грамоты, наказы, наказные памяти воеводам, приказчикам острогов в Сибири предписывали ясачных людей в обиду и в изгою никому не давать, налог и насильств никаких не чинить .

К числу особенностей процесса освоения байкальского края в Сибири следует также отнести ведущую роль острогов и городов, из которых осуществлялась колонизация края. Обращает на себя внимание и то, что с самого начала колонизация проводилась под девизом, высказанным в многочисленных царских наказах - во всем искать государственные прибыли . Отряды служивых людей в конечном итоге посылались для проведывания землиц и приведения под государеву высокую руку новых ясашных иноземцев.

Итак, главной причиной, побуждавшей русских людей искать новые землицы в Сибири для своего царя, было сначала желание найти новых плательщиков ясака. Кроме этого побуждения вскоре появились и другие - желание приобрести земли, богатые полезными ископаемыми, удобные для занятий землепашеством, покорить и усмирить инородцев, так называли в XVII в коренное население Сибири. В известной степени весь процесс движения на восток Сибири носил стихийный характер, хотя правительство старалось (или скорее пыталось) его регулировать.

В процессе заселения русскими Сибири необходимо выделить несколько этапов. Это было связано с разными причинами, двигавшими людей из европейской части в неизведанный край.

Первый этап - XVI-XVII века - время первоначального освоения Сибири. Главная цель заселения была обусловлена желанием верховной власти удержать за собой занятую, к тому же очень полезную территорию. С этим, в конечном итоге, совпадали интересы людей из народа, искавших в Сибири лучшей доли. Таким образом, на этом этапе заселения завоевательная деятельность государства и народа шли рука об руку. На первом же этапе начиналось присоединение и байкальского региона и озера Байкал.

Второй этап охватывает XVIII век, когда колонизация Сибири приобрела принудительный характер. С этого времени Сибирь стала постепенно превращаться в место общероссийской ссылки и каторги. Сюда правительство начало переселять наиболее беспокойные , малополезные или вредные элементы общества. Причем власти старались использовать переселенцев в якобы государственных интересах, привлекая для дальних рубежей, развития земледелия и промышленности. Вместе с тем продолжалось и вольное переселение в Сибирь.

Следующий, третий этап начинался с XIX веке. В этот период, в связи с активизацией общественно-политического движения в стране, продолжалось принудительное переселение в Сибирь русского населения. Наряду с ним в условиях пореформенного развития, когда одним из узловых вопросов внутренней жизни страны было перенаселение ряда областей России в связи с малоземельем крестьян, стало набирать силу добровольное переселение крестьянства, надеявшегося получить в Сибири землю. В этом вопросе на данном этапе вновь сомкнулись инициатива государства и желание народа. Отмена крепостного права привела к тому, что на рынок рабочей силы было выброшено огромное число людей, и социальные миграции в Сибирь стали более интенсивными.

Можно выделить и еще один этап заселения - конец XIX - начало XX столетий. С 80-х годов XIX века в Сибири возросло значение эмиграционных и иммиграционных процессов. Причем миграции осуществлялись стихийным путем, часто вопреки запретительной политике царизма. Для Сибири и особенно, Забайкалья фактором, изменившим однообразную форму колонизационного движения, к тому же, имевшим большие социальные последствия, было проведение железной дороги, связывающей Дальний Восток с Европой.

Следует особо выделить причины, побудившие к переселению русского населения в Сибирь. Кроме желания найти в неизвестном крае изменения своего имущественного положения некоторых влекло сюда религиозное воодушевление . Стойкость в вере побуждала предпочесть разлуку с Родиной. Гонение со стороны господствующей религии и заставляло массы людей навсегда удаляться за пределы Отечества. Шли в Сибирь и из-за недовольства общественным порядком, с надеждой на стороне осуществить заветные мечты.

Недовольство общественными порядками заставляло правительство насильственно переселять людей - государственных преступников подальше от центра - в Сибирь, в Забайкалье. Это было политическое изгнание.

Но главная причина, которая влекла в далекий край – Сибирь людей, заключалась во все времена в экономических условиях. Сначала русские, переселялись в Сибирь, искали свободные земли, товары, потом работу и т.д. Именно эти потребности заставляли людей массами идти в Сибирь.

Рассматривая историю Российского государства, следует иметь в виду специфическую для русского этноса особенность - освоение Восточно-европейской равнины и непрекращающиеся миграционные передвижения в Сибирь. В результате освоения в течение многих веков разных природно-климатических зон Сибири происходили сложнейшие процессы развития самого народа.

Примечательно, что Прибайкалье и Забайкалье, начиная с XVII века, заселяли русские как принудительно, так и вольно. Первыми русскими селениями здесь были зимовья, остроги, городки, города.

Поступательное движение русских в Восточную Сибирь совершалось двумя путями: северным - через систему рек Енисея и Лены. По этим рекам двигались русские люди при заселении Восточной Сибири. В результате в 1619 году был основан Енисейский острог, затем Красноярский. Енисейск на длительное время превратился в своеобразную столицу Восточной Сибири. Сюда стекалась вся казна из острогов, здесь сидел воевода, здесь хранились хлебные, военные запасы, отсюда посылали экспедиции разведывать Сибирь.

Проникновение в Забайкалье шло и другим, но тоже северным путем - через Байкальский регион на озеро Байкал. Из Енисейска на озеро Байкал отправляется отряд казаков под руководством Василия Колесникова, который, двигаясь по северо-восточному берегу озера Байкал, достиг реки Верхней Ангары и здесь в 1646 году основал Верхнеангарский острог. Чуть позже него из Енисейска на озеро Байкал был отправлен отряд в 60 человек, возглавляемый Иваном Галкиным. С его именем связано основание в 1648 году Баргузинского острога. Основатель острога был ...один из самых выдающихся служивых людей... предприимчивый, смелый, жадный до наживы, неутомимый исследователь и завоеватель новых землиц , типичный русский Пизарро .

Отсюда очевидно, с какими устремлениями шли сюда первые русские. Однако каждая экспедиция, направляемая в глубь Сибири, имела специальный наказ. Имел таковой и И. Галкин: чтоб на новых народов наложить ясак и места около озера Байкал точно описать , а что главнейше было предметом золотых и серебряных искать жил . Баргузинский острог, построенный в 40 верстах от устья Баргузина, был одним из самых отдаленных. На какое-то время этот острог становится единственным административным, политическим и хозяйственным центром Забайкалья в Сибири, главным военным центром, местом сбора дани с ясачного населения, дальнейшего освоения Сибири, его недр и т.д. Из Баргузинского острога служивые люди ходили собирать ясак с местного населения, здесь хранили собираемый с местного населения ясак - соболиную казну) - все припасы, отсюда совершались разведки в близлежащие земли. Баргузин скоро стал местом, от коего довольное время все завоевания по ту сторону Байкала зависели . Стараниями русских казаков, поселившихся в Баргузинском остроге в 17 веке, были основаны новые остроги - Баунтовский, Иргенский, Еравнинский, Селенгинский, Верхнеудинский и др.

Одновременно шло освоение Сибири - Прибайкалья и Забайкалья и южным путем, где тоже основывались остроги.

Русский историк М.К. Любавский отмечал, что русские колонии при своей малочисленности жили вразброд по всему необъятному пространству Восточной Сибири, даже земледелие заставляло русских людей сплошь и рядом расходиться на далекие расстояния .

Расселение русских людей в Сибири главным образом совершалось по водным путям, первые остроги ставились преимущественно на реках. Все остроги основывались немногочисленными отрядами казаков и служивых людей. Признавая их огромную роль в основании большого неизведанного края - Сибири, А.И. Герцен писал в Колоколе : горсть казаков и несколько обездоленных мужиков перешли на свой страх океаны льда и снега, и везде, где оседали усталые кучки, в мерзлых степях, забытых природой, закипала жизнь, поля покрывались нивами и стадами, и это от Перми до Тихого океана .

Подобную характеристику землепроходцев Сибири дает М.А. Сергеев: Исключительное мужество, нечеловеческая выносливость и стойкость сочетались у них с горячей любовью к Родине и редкой скромностью. ...В самых тяжелых условиях, голодные и холодные, замерзая и помирая голодной смертью, израненные в боях, несли они десятки лет свои дальние службишки , проявляя высокое сознание долга перед Родиной и беспримерную ревность в искании государевой прибыли .

В освоении и заселении Сибири огромную роль сыграли казаки. Они в Сибири, по сути, и были первыми русскими поселенцами. Им предстояло, и покорять, и охранять себя от набегов кочевников, а в дальнейшем - и охранять границы. В Сибири они выполняли трудные и разнообразные обязанности в крае: не только охраняли границы с Китаем, но и следили за контрабандой, ловили беглых каторжников, несли полицейские функции, конвоировали ссыльных, следили за караулами на заводах, рудниках, золотых приисках, в городах и т.д. Примечательно, что до середины XVIII века казаки в Сибири фактически управляли краем - служили приказчиками в острогах, воеводами, таможенными головами. Позднее эти функции переходят в руки дворян, специально посылаемых чиновников в Сибирь. В связи с этим прежние задачи, выполнявшиеся казаками, стали уходить в прошлое, а их служебный статус понижается. Постепенно они превращались в представителей исполнительного аппарата с административно-полицейскими функциями.

Мирной колонизации Сибири предшествовало покорение местных племен. Именно для этой цели сюда направлялись военные отряды казаков. До конца XVII века прибайкальские и забайкальские остроги в Сибири сохраняли вид военных крепостей. Все это время основная часть населения состояла из служивых людей, казаков, главной обязанностью которых была военная служба, сбор ясака, управление краем. Местное население Сибири было немногочисленно, а территория огромна. Остроги и зимовья в Сибири стояли на большом расстоянии друг от друга, служивых не хватало. Поэтому правительство фактически с самого начала завоевания Сибири стало проводить оправдавшую себя в дальнейшем политику заселения земель, прежде всего, русскими крестьянами. Это способствовало закреплению русской власти на местах, укреплению и развитию острогов, установлению контактов с местным населением.

Первоначально русское население селилось в Забайкалье между бурятами и эвенками. Были случаи, когда русские кочевали с бурятами и, наоборот, некоторые из них, перенимая русские обычаи, начинали жить оседло. То же самое наблюдалось и в результате контактов с эвенками. Важной особенностью освоения русскими новых территорий Сибири было сохранение территориальных и национальных владений и обычаев аборигенных народов. За ними сохранялись ранее использовавшиеся ими земли - зверовые и рыбные промыслы, пастбищные угодья. Заселение края русскими происходило обычно путем обтекания селений бурят и эвенков или вкрапления с согласия местного населения в его компактное размещение русских деревень. В колонизуемых районах Сибири, как правило, не было фактов насильственного выселения и тем более истребления аборигенов. В целом в Сибири с момента ее вхождения в состав Русского государства формировались дружественные добрососедские взаимоотношения между местными народами и пришлыми русскими людьми.

Историческими исследованиями установлено, что проникновение в Сибирь было связано с упорной борьбой верховной власти русского государства за источники пушнины ( мягкого золота ), благородных металлов, вообще полезных ископаемых. Важнейшей целью имело оно и развитие пашенного дела. Все это было главной причиной целенаправленного и настойчивого заселения Сибири. Поскольку возникновение городов в Забайкалье предшествовало появлению деревень, то это предопределило и особенности заселения первых. Как уже говорилось выше, первыми поселенцами острогов (будущих городов) в Сибири были казаки, служивые люди, затем духовенство, посадские, крестьяне, ссыльные и пр. На протяжении длительного времени такой социальный состав жителей оставался здесь в неизменном виде.

Кроме казаков и служивых людей, которые осваивали Сибирь, и, естественно, становились здесь первыми поселенцами, сюда прибыло много так называемых вольных людей. Их поток в Сибирь начинается сразу же после основания первых острогов. Причем добровольное переселение на новые земли в Сибири в XVII веке всячески поощрялось, более того, правительство предписывало всем сибирским воеводам пашенных и посадских людей призывать из Перми, с Вятки, из Солей . Во всех этих городах выдавались отпускные памяти на проезд в сибирские остроги, где будет мочно христовым именем голова кормить .

Тот факт, что первые переселенцы в Сибирь оказались в подавляющем большинстве выходцами из поморских областей европейской части России, объясняется тем, что вплоть до второй половины XVI века, пока в 1552 году не было присоединено Казанское ханство, путь в Сибирь шел Северным путем - через Северную Двину и Печору. И это, безусловно, наложило известный отпечаток на характер последующего продвижения населения в Сибирь.

В заселении Прибайкалья и Забайкалья, как и всей территории Сибири, выделялось два потока: легально-государственный и вольнонародный, преобладал первый. Это были казаки, стрельцы, крестьяне, провинившиеся дворяне и боярские дети, раскольники и т.д. Ко второй же группе относились разного рода охочие и гулящие люди, безземельные крестьяне, беглые холопы, преступники, которые шли в Сибирь с намерением изменить свое имущественное положение.

Были среди служивых и те, кто ехал в Забайкалье на вечное житье . Такие обычно брали с собой или выписывали своих жен, детей, родственников, даже холопов. Первое время служивые люди острогов были единственными русскими в Сибири. Постепенно районы их расселения увеличивались, кроме военных служивых людей в Сибири появляется и мирное население.

Вместе с тем сибирские власти получали предписания, запрещающие принимать людей из центральных областей страны без особого на то разрешения. Причина очевидна: свободное передвижение населения в Сибирь могло значительно подорвать их экономическое состояние. Правительство следило за этим, хотя в то же время проводило определенную покровительственную политику в деле заселения Сибири. В отношении заселения Забайкалья эта политика носила еще более выраженный покровительственный характер, своими мерами способствовала заселению Сибири.

Правительство практиковало два способа посылки служивых людей в Сибирь - так называемые прибор и перевод . Как правило, посылаемым в Сибирь воеводам давалось задание создать себе отряд из служивых и всяких охочих людей Назначаемый воевода набирал себе сотников, тем давалось задание найти десятников, а десятникам - рядовых казаков и стрельцов. Десятники давали запись , в которой обязывались жить в определенном городе в стрельцах или казаках, служить государеву службу, корчмы и блядни не держать, зернью не играть, не красть и не бежать .

Поскольку набор в служивые происходил таким вольным способом, то вполне понятно, что чаще всего они набирались из случайных людей, имеющих целью личное обогащение. В достижении своих корыстных целей они не останавливались ни перед чем, были беспощадны и безжалостны к окружающим, поражали своей беспечной удалью и нечеловеческой выносливостью и вместе с тем алчностью к добыче и хладнокровной жестокостью .

Отмечая данный исторический факт, нельзя не признавать той, несомненно, положительной роли, которую сыграли служивые люди в освоении Сибири. Недаром М.М. Сперанский - генерал-губернатор Восточной Сибири, - назвал Сибирь страной Дон-Кихотов . Действительно, в Сибирь отправлялись только смелые, мужественные, отчаянные, одержимые люди, нередко авантюристы. Упорство в достижении цели, неразборчивость в средствах, предприимчивость, практическая сметка и не знающая удержу смелость - все это прекрасно характеризует первопроходцев Сибири. На местах служивые люди были хозяевами положения, и воеводы часто получали жалобы на них от местного населения о нанесенных им обидам, грабеже и разоренье .

Иногда служивые люди переводились из городов Центральной России в Сибирь, поэтому их называли переведенцами , они получали подъемные, их везли на конном транспорте. Кроме них в Сибирь попадали знатные военнопленные, а также украинские казаки. С XVII века в Сибирь начали ссылать провинившихся перед законом или властями деятелей и верстать в службу - гетман Д. Многогрешный с Украины, переводчик И. Романов из Астрахани и другие.

Кроме военных в Сибири и Забайкалье прибывали и люди гражданских профессий - писари, счетоводы, лекари, чиновники, учителя и др. Поселявшиеся в новом краю не могли обойтись без церкви. Поэтому одновременно со служивыми людьми в нем селилось и духовенство. Причем, они прибывали сюда со своими семьями.

Жизнь служивых в Забайкалье и в Сибири в целом была очень тяжелой. На первых порах они находились целиком на иждивении государства. Вплоть до конца XVII века на их содержание из Москвы отправлялось годовое хлебное и денежное довольствие. Но, как свидетельствуют документы, выдавалось оно нерегулярно, часто служивым приходилось нищенствовать, а порою, оно вовсе не доходило до острогов. Поэтому не случайно в своих отписках служивые указывали, что государеву службу служили и ясак собирали , но и рыбу ловили и сосну, и корень, и траву ели .

Особенно тяжело было первым создателям острогов в Сибири. Случалось так, что, поставив острог, основатели его уходили назад, или наоборот, шли дальше, оставляя во вновь поставленном остроге горстку служивых для удержания власти и сбора ясака, и сюда по несколько лет никто не заглядывал. Оторванные от всего мира, окруженные враждебными племенами, плохо оснащенные оружием и продовольствием, служивые иногда убегали или самовольно уходили в другие остроги Сибири. Так, служивые Ангарского острога в расспросных речах отмечали, что два годы про русских людей вести и слухи никуды ни от кого не было , а поэтому они сами уходят в Баргузинкий острог , потому что у них стало пить и есть нечего . Все просьбы в их челобитных сводились к тому, чтобы прислали в прибавку и служивых людей и хлебных запасов , иначе им помереть будет с голоду... .

Поскольку служба в Забайкалье и Сибири была сопряжена с неимоверно тяжелыми условиями, то срок ее определялся 1-2 годами. Фактически же служивые несли ее и более продолжительное время. Государство пыталось привлекать на службу в Сибирь различными льготами. Но, несмотря на это, число желавших служить в Сибири дольше положенного срока не увеличивалось, поэтому в большинстве гарнизоны острогов были малочисленны.

Следует иметь в виду, что служивые люди в крае были непосредственными проводниками всей колонизационной политики правительства в Сибири. Они занимались сбором ясака, присоединением новых территорий, освоением богатств и т.д. По этой причине отправлялись воеводами из острогов надолго и на большие расстояния. В самих же острогах в Сибири оставалось мало людей, которые к тому же находились в постоянной опасности. Так, в 1681 году из 135 служивых в Селенгинске - 20 находились на службе в Верхнеудинске, 20 - для обережки ясашных по заимкам , 40 были отправлены за хлебными запасами, 16 - в Нерчинск. Из 103 служивых в Нерчинске - на месте было 46, остальные ходили за хлебными запасами, ясаком и т.д..

Многочисленные отписки, челобитные, расспросные речи местных воевод, приказчиков, острожных голов, казаков, служивых людей в Сибири буквально пестрят жалобами, что остроги ставить некем , запасов ничего нет , просьбами прислать прибавочных людей, наскоро , оружия для ради нужного всякого осадного времени и т.д. Воевода Ларион Толбузин, приехавший в Нерчинск в 1662 году сообщал, что в нем всего 75 человек , что хлеб... не родитца , что служить их великих государей службы никакими мерами не мочно, и в ясачном сборе им... больше прибыли учинить некем и остроги от немирных земель людей оберегать некому . Другой воевода Федор Воейков А. в 1683 году жаловался, что он живет с великим опасением, а бердышев и рогатин и топориков в казне и нерчинских казаков нет... .

Не лучшим было положение и в других острогах Сибири. Естественно, все это затягивало процесс утверждения Русского государства в Забайкалье. С другой стороны, оно же свидетельствовало об огромных трудностях, которые приходилось испытывать русским людям для освоения завоеванного, но далеко не обжитого края Сибири. Вся эта гигантская тяжесть по его освоению и включению в систему государства легла, в первую очередь, на плечи простого служилого населения.

Главной обязанностью и занятием служивых, на первых порах в Сибири, был сбор ясака с местного населения и приискание новых народов и новых землиц . Служивые люди были практическими проводниками этой правительственной политики, которая была достаточно продуманной и осторожной. Так, служивые люди следили за тем, чтобы местное население в Сибири жило мирно не только с русскими, но и между собою, ибо в результате столкновений между родами многие из них уходили в леса Сибири, откуда было трудно их выманивать русские местные власти при этом не всегда действовали достойно. Известен случай, когда после нападения баргузинских бурят на коленкурский род - добровольно присягнувший Селенгинскому острогу, баргузинский глава Самойла первый наказал инициаторов этого столкновения тем, что за всякою угрозою взял себе скот и живот и ясырь... их . Это привело к тому, что и другие инородцы - убоялись тако же смертного убойства, отшатились прочь и разбрелися по лесам . Это происходило в нарушение предписаний правительства, которое требовало действовать в отношении местных народов Сибири ласкотою и добротою , даже выдавало средства на приманку , т.е. для угощения ясачных.

Служивые в Сибири выполняли также многочисленные административные функции - были приказчиками, острожными и таможенными головами, альдерманами, целовальниками, кружечниками, лавошными сидельцами и прочее.

Постепенно правительство перестало посылать в Сибирь и Забайкалье жалованье. Денежное довольствие служивые стали получать за счет соболиной казны . Что касается хлебного жалования, то, в связи с затруднением со снабжением хлебом, правительство предписывало воеводам вместо него выдавать служивым людям земли. Так в крае появилась категория русских, которые служили с пашни . Такие служивые в дальнейшем образовали основное ядро земледельческого населения Сибири.

Таким образом, служивые люди в Сибири стали получать свою пахоту. Вначале для этого раздавались земли в черте острогов, затем - рядом. В дальнейшем такая практика развития земледелия способствовала появлению здесь крестьян, русской деревни, в целом хозяйственному развитию Сибири.

Царское правительство в целом целенаправленно осуществляло линию, направленную на колонизацию Сибири, но не всегда его политика была лояльной по отношению к засельщикам. В связи с ростом волны переселений устанавливались засады для ловли людей, шедших в Сибирь искать счастья. В 1822 году было разрешено вольное переселение в Сибирь туда и обратно, в 1846 году - снова последовали запреты и преследования.

Завоеватели Сибири с восторгом встречали в гористой стране каждую равнину... и новые селения строились там, где прежде паслись олени, лоси, дикие козы , - писал исследователь Сибири В.И. Шунков. При отсутствии транспорта, дорог, подвоз хлеба в Сибирь для государства был дорогостоящим мероприятием. Поэтому правительство отправляло в Восточную Сибирь и крестьян-земледельцев. Эти крестьяне получали участки земли в Сибири и обрабатывали ее. В качестве повинности за пользование землей они отрабатывали государеву пашню , которая создавалась здесь для содержания служивых и духовенства. Если таковой в некоторых уездах не было, крестьяне вносили хлебный оброк натурой. Правительство было заинтересовано в увеличении земледельческого населения Сибири. По этой причине крестьянам, отправляющимся в неизведанный край Сибири, предоставлялись льготы - освобождение от повинностей на несколько лет, предоставление ссуды деньгами, семенами, лошадьми. Сначала эта ссуда была довольно ощутимой, и первые переселенцы могли в льготные годы создавать прочные хозяйства в Сибири.

Для занятия земледелием выбирались свободные земли. Деревни, как правило, ставились по берегам рек. Придя в Забайкалье и Сибирь, крестьяне принесли с собой и семена культур - ржи, овса, пшеницы, гороха, проса, гречихи. Одновременно многие из них занимались огородничеством, выращивали лук, капусту, морковь, огурцы, чеснок и др.

Отмечая роль крестьян - земледельцев в освоении Сибири, известный исследователь Сибири В.Н. Шерстобоев писал: ...не поиски пушнины, не разведки серебряных жил и золотых россыпей, не промысловая торговля или промышленная колонизация Сибири, а их освоение явилось стержнем экономического развития... Оно закрепило победы казаков, заставило местные народы сложить оружие, воспринять земледельческую культуру русского крестьянства и навсегда сделало сибирские пространства неотъемлемой частью России. Истинными завоевателями Сибири были не казаки и воеводы, а пашенные крестьяне... крестьянство оказалось главным фактором превращения Сибири в русский край... . Крестьяне, переселившиеся в Сибирь, показали изумительный образец умения в тяжелых условиях... быстро и навсегда утвердить русскую государственность . За каких-нибудь 50-80 лет XVII века в крае возникли многие селения, существующие и поныне. Как правило, русские переселения располагались в Сибири на важнейших ключевых путях, что давало возможность заселять и осваивать огромную территорию Сибири, выбирая наиболее благоприятные для этого места. Вместе с увеличением запашки служивых увеличивалась и крестьянская пашня, возникла государева десятина . Каждая крестьянская семья, независимо от того, сколько она могла обработать земли, должна была обрабатывать одну десятину с четвертью государевой пашни. Урожай с нее отдавался в государеву казну.

Развитие земледелия в Сибири и Забайкалье требовало от земледельца не только труда и навыков. Этим приходилось сниматься в сложных природных условиях. Во многих районах Сибири нельзя было практиковать посев озимых. Ранние весенние и осенние заморозки, короткое лето, небольшое количество осадков, частые ветры - все это затрудняло занятия земледелием в Сибири. Воеводы старались принимать меры на этот счет. Так, нерчинский воевода Ф.И. Соймонов в Естракте о хлебопашестве по всей Сибири , поданном в Сенат, намечал меры по развитию земледелия. Это свидетельствует о том, что правительство искало пути решения этого вопроса.

С 1583 года по 1710 год для управления Сибирью существовал специально учрежденный Сибирский приказ. В течение XVII века здесь действовало воеводское управление, которое осуществляло по наказам этого приказа полицейскую, финансовую власть, занималось вопросами сбора ясака, податей, суда, оно же занималось вопросами строительства новых городов в Сибири. Основание почти всех забайкальских русских поселений было связано, так или иначе, с деятельностью воевод. По мере продвижения в Забайкалье, с основанием острогов, для важности тамошних мест , здесь стала устанавливаться воеводская власть. Каждому из назначаемых воевод и приказчиков вменялось в острогах служивых и торговых и промышленных и гулящих и приезжих всяких чинов людей Великих государей ясак збирать с великим радением . Сбору последнего придавалось особое значение. На первых порах это была, чуть ли не единственная функция воеводской власти в Сибири, поэтому рекомендовалось взимать ясак, чтоб было неоплошно перед прежним с прибылью , чтоб казне было прибыльнее, а ясашным людем не в оскорбленье .

Итак, в XVII веке, в период первоначального занятия территории Сибири правительственное заселение шло рука об руку с вольным, народным. Причем, важно отметить покровительственную политику правительства в отношении этого заселения Сибири. Государство прилагало большие усилия к заселению края русскими людьми, ибо удержать за собой территорию, богатую полезными ископаемыми, дорогой пушниной можно было только таким путем. Но в XVIII веке тактика правительства в отношении заселения русскими Сибири и Забайкалья стала меняться.

Расселение, сформировавшееся в XVII веке, образовало как бы барьер, вокруг которого в дальнейшем будет группироваться вновь прибываемое население в Сибирь, именно тогда была заложена основа русского населения в крае.

В XVIII веке началась прокладка дорог между острогами, что способствовало заселению Байкальского региона. К середине XVIII века в Сибири был проложен знаменитый Московский тракт, вдоль которого ставились зимовья, деревни, почтовые станы и т.д. В начале XIX века на других трактах Сибири и Забайкалья также возник ряд сел, заселенных, прежде всего, русскими государственными крестьянами. В частности, на тракте от озера Байкал до Кяхты было 24 таких поселения. К 60-м годам было построено сравнительно много крупных крестьянских селений (сел, слобод, деревень), куда в основном прибывали добровольные переселенцы.

Вслед за правительственной военнослуживой и земледельческой колонизацией хлынула целая волна народной колонизации Сибири (гулящие люди, безземельные крестьяне, холопы, преступники, беглые люди). Тяжелые условия жизни заставляли их ехать в далекую Сибирь, чтобы искать более легкого житья,

В XVIII веке русские переселенцы в Сибири состояли, как и в XVII столетии, из представителей так называемых тяглых слоев. Тем не менее, следует признать, что состав русских поселенцев в это время стал более сложным.

Большую часть русского населения Сибирь привлекала возможностью найти здесь лучшую долю, под которой понимались обладание землей, желание быстро разбогатеть, нажить капитал, освободиться от крепостной зависимости, избегнуть наказание, стать свободным человеком. Однако все это вовсе не означало, что в далекий Сибирский край переселялись только бедные и несчастные люди. Процесс заселения и освоения территории Сибири русскими в основном проходил стихийно, правительственные мероприятия лишь в отдельных случаях оказывали существенное влияние на этот процесс. О масштабах этого стихийного процесса и внутреннем росте уже осевшего старожильческого русского населения ясно свидетельствуют следующие данные. Так, с 1678 по 1710 года количество русских дворов в Сибири возросло на 47,9 %. с 1710 по 1795 года русское население возросло в 2,4 раза и насчитывало 412 тыс. человек (мужского пола). Такой рост в условиях феодально-крепостнических отношений нельзя не признать весьма значительным.

В первой половине XVIII века территория Сибири, осваивавшаяся русскими, заметно увеличивалась. Правда, русские селения сначала были мелкими, расположенными далеко друг от друга. Так, в верхнем течении Селенги на расстоянии 150 верст было всего 16 дворов. Далее, по Чикою - на расстоянии 284 верст было расположено 29 дворов, от Удинска до Тарбагатая - 21 двор, в трех Иволгинских деревнях 8 дворов и т.д. Примечательно, что больше населения имели острожные селения и слободы в Сибири. Такими, в частности, были Кабанский острог - 67 дворов, Ильинский острог - 65 , Покровская слобода - 16, Архангельская - 23, Твороговская - 26. Хотя в нижнем течении Селенги русские селения были чаще и многолюднее, тем не менее, были деревни, в которых насчитывалось всего 1-2-5 дворов (Посольская (1), Беломошская (2). Таракановка (3), Сотниково (5) и другие.

Русское население в Сибири численно преобладало и быстрее увеличивалось в уездах, где были более благоприятные условия для занятий земледелием. В 1782 году оно составляло в Нерчинском округе - 61,99 %, в Иркутском - 51,62 %, в Сретенском - 100%, в Доронинском - 71 % и т.д..

В связи с увеличением населения возникали все новые и новые виды русских поселков вокруг озера Байкал и дальше - города, городки, селения, починки. Так, в XVIII веке в Прибайкалье и Забайкалье были созданы Иркутский, Баргузинский, Селенгинский, Нерчинский, Верхнеудинский уезды. В 1719 году в Иркутском уезде проживало 45089 русских, в Селенгинском, Баргузинском и Нерчинском - 29918 человек, в 1745 году соответственно - 43792 и 68166 русских. К 1795 году их численность возросла в Иркутском уезде до 120891 человек, в Верхнеудинском уезде - 77094 человек, в Баргузинском - 6612. Как видно, общая численность русских в Сибири из года в год увеличивалась.

При этом русские переселенцы в Сибири по своему социальному положению входили в состав мещан, купцов, цеховых, государственных и экономических крестьян и т.д. Обширней становилась и география, откуда стекалось русское население в Сибирь (Вологодская, Архангельская, Пермская, Вятская, Орловская, Тверская, Рязанская, Ярославская, Тульская и др. губернии). Прибываемое из России население создавало поселения вдоль трактов, по берегам рек, селилось около заводов, но обычно по наиболее удобным для земледелия и промыслов местам Сибири.

В 1799 году вышел указ О заселении земель между Байкалом, рекою Верхнею Ангарою, Нерчинском и Кяхтою отставными солдатами, ссыльными и помещичьими крепостными людьми, отдаваемыми в зачет рекрутов , по которому направлялись поселенцы в Сибирь и Забайкалье из центральных губерний. В частности, указом было предписано поселить в Забайкалье 10 тысяч душ с семьями и одиночек не старше 45 лет. Отставные солдаты именовались государственными поселянами , а крепостные крестьяне и преступники - ссыльными (через 10 лет прилежной жизни их могли перевести в разряд государственных поселян). К сожалению, невозможно установить точную картину этого в отношении Сибири и Забайкалья. Однако известно, что в 1801 году сюда было направлено 2000 душ помещичьих крестьян, на место же прибыло 1654. Расселяли переселенцев обычно по торговым трактам - к Иркутску, Кяхте, к Нерчинским заводам, к Селенгинску. Среди переселенцев в Сибирь были не только русские, но и украинцы. Последние в 1805 году основали села Николаевское, Александровское, Кадакта, Черемхово, Орто, Бонзой, Танга (в Прибайкалье и Забайкалье). Население этих сел впоследствии называли хохлами , капканцами , капкайцами , хотя они вписывались в Сибирь и Забайкалье русскими.

Следует обратить внимание и на то, что в XVIII веке для населения Сибири в целом правительство широко использовало ссылку, которая в дальнейшем стала постоянным видом переселения русского населения из европейской России. Так, одними из подобных первых засельщиков Сибири были ссыльные стрельцы. Одни из них подняли восстание в 1698 году в Москве, другие - бунт за русскую старину в 1705 года в Астрахани, третьи - восстание на Дону. В результате большое число стрельцов было наказано ссылкой. Они селились во всех острогах по бескрайним просторам Сибири, основывая целые селения. Были такие селения и вокруг озера Байкал.

В первой половине XVIII века правительством было издано несколько разных указов о ссылке в Сибирь. Так, в 1729 году - о ссылке разных беглых и бродяг, в 1730 году - о ссылке беглых за границу, в 1733 году - о ссылке за подделку золотых и серебряных вещей, в 1737 году - о ссылке помещиков, виновных в отдаче в рекруты чужих людей, в 1739 году - о ссылке заводских мастеровых и рабочих людей за пьянство и азартные игры. Все эти репрессии представляли собой так называемую административную ссылку в Сибирь и не влекли за собой ограничение в правах.

Позднее, при императрице Елизавете в 1753-1754 году появились указы о замене смертной казни ссылкой в Сибирь. В 1760 году вышел указ, по которому крестьян ссылали за предерзости . По этому указу помещикам было предоставлено право ссылать - в зачет рекрутов-крестьян не старше 45 лет, вместе с семьями, причем за отправляемых в Сибирь детей правительство уплачивало от 5 до 20 рублей за каждого.

Во второй половине XVIII веке в Сибирь также отправлялось большое число религиозных раскольников. Особенно много их было поселено в Забайкалье, где они получили название семейских, так как отправлялись в Сибирь и жили здесь семьями. Это были представители старообрядчества, которых в то время немало имелось в России. Еще в XVII веке за свою фанатическую приверженность старой вере был сослан в Сибирь - Забайкалье один из лидеров раскольников - известный протопоп Аввакум. В следующем столетии подобная ссылка обрела массовый характер. Мы не будем подробно освещать проблему жизни семейских в Сибири и Забайкалье.

Одной из групп русского населения, расселяемого по просторам Сибири, были сосланные в виде наказания крепостные крестьяне.

Ими, сосланными, как говорилось, в зачет рекрутов за предерзости были образованы целые села: Верхне-Талецкое, Ононоборское, Торейское, Нарынское, Хандага, Тайское и другие, в Верхнеудинском округе - Александровское, Ундинское, Верхне-Читинское, Бальзанино, Тыргытуй, Аргалей и другие.

В целом вопрос о существовании крепостничества в Сибири и Забайкалье является спорным. Бесспорно одно - черты крепостнических порядков можно было наблюдать здесь в монастырских вотчинах. А в Прибайкалье и Забайкалье таковые были. В частности, землевладельцем по существу феодального типа являлся Троицко-Селенгинский монастырь, основанный в 1681 году. Уже к 30-м годам XVIII века он имел 1500 десятин земли. Ему принадлежали огромные земли по берегу озера Байкал, в низовьях Селенги, ее притоков, по реке Хилок и другие. В зависимость от монастыря в Сибири обычно попадала обездоленная часть переселенцев, становясь монастырскими, т.е. зависимыми крестьянами. В 1723 году монастырю принадлежало 5 деревень, населенными подобными крестьянами - Темлюй, Буй, Куналей, Елань, Хилоцкая слобода, с общим числом 84 двора. Кроме этого, в Забайкалье действовали Посольский Преображенский и Нерчинский Успенский монастыри. По величине они уступали Троицкому, но по характеру были такими же.

Что касается частных лиц, то в Забайкалье и Прибайкалье было несколько семей, владевших крепостными. В частности, в Селенгинском уезде три поколения Фирсовых владели деревней, населенной дворовыми людьми. У иркутского сына боярского М.Я. Бейтона была 21 семья (64 ревизских души). Владела заимкой в Кударинской волости вдова кяхтинского таможенного комиссара Дарья Игумнова.

Широко использовался в Сибири труд крепостных и на горнозаводских предприятиях края. Однако в целом масштабы местного крепостничества преувеличивать нельзя. К сожалению, установить точную картину динамики и численности людей, ссылавшихся правительством за те или иные провинности в далекий сибирский край, не представляется возможным из-за плохой сохранности архивов. Ясно одно, что их число неуклонно возрастало, а слово Сибирь становилось нарицательным обозначением места общероссийской ссылки, каковым некогда считались знаменитые Соловки.

В связи с развитием торговых отношений с Китаем правительство предполагало с помощью добровольных поселян в Сибири развить здесь промышленность, земледелие, скотоводство. Им обещали давать по 30 десятин земли на душу, сельхозорудия, семена, хлеб, освободить от податей на 10 лет. Однако, несмотря на все усилия правительства, в Забайкалье к 1805 году было водворено всего 610 переселенцев. В целом же к концу XVIII века русское население в Прибайкалье и Забайкалье по сравнению с XVII веком удвоилось. Это увеличение, помимо продолжавшегося переселения, было связано с заметным естественным приростом русского населения в Сибири, особенно крестьянства.

Сразу же с приходом русских в Сибирь, стала складываться старожильческая часть русского населения. В XIX век основными сословными группами среди русского старожильческого населения в Сибири были крестьяне и казаки. Последние жили преимущественно в пограничных линиях и городах. По происхождению казачество рекрутировалось в Сибири из крестьян, гулящих людей, бобылей, дворян, боярских детей, посадских и др. В 1730-1740 годах в Забайкалье на службе состояло 874 казака. В течение XIX века правовой статус, социальная база и численность казачества существенно стали изменяться.

В 1848 году вышло специальное постановление правительства, способствовавшее обособлению казачества в Сибири: отныне ограничивались как поступление в казачество, так и выход из него. В 1851 году было образовано Забайкальское казачье войско, в которое принудительно были зачислены 28992 нерчинско-заводских крестьянина.

По данным обследования 1897 году, все сельское население Западного Забайкалья размещалось в 735 населенных пунктах, преимущественно с крестьянским населением из них было 296 поселений. По округам это выглядело следующим образом: в Баргузинском - 33 крестьянских поселения (всего в округе насчитывался 51 населенный пункт); в Верхнеудинском округе - 274 поселения, из них крестьянских - 142; в Селенгинском из 346 поселений с крестьянским населением было 121. В Троицкосавском все 64 учтенных комиссией Куломзина поселения были населены исключительно казацким населением.

К концу XIX века основная часть крестьянского населения, около половины всех крестьян Забайкальской области проживала в Верхнеудинском уезде (в 20 его волостях). После 1905 года в результате переселенческой политики государства в уезде были образованы еще три волости Верхне-Талецкая, Погромнинская, Романовская, и два отдельных сельских общества - Енгорское и Укырь-Шонуйское, населенные крестьянами.

За период с 1897 по 1916 года, в Верхнеудинском уезде резко возросло количество крупных деревень, насчитывающих от 100 до 150 дворов, в которых проживала большая часть русских крестьян Забайкалья. При этом было много и малых деревень (до 20 дворов), что объяснялось особенностями состава переселенцев. Так, переселенцы из Польши, Прибалтики обычно создавали небольшие поселки - хутора.

Пашни были основным видом сельскохозяйственных угодий в русских селениях Сибири. Сенокосов и выгонов было меньше. По подсчетам М.М. Шмулевича на одного русского крестьянина приходилось 6,4 десятин (пашенной, сенокосной, выгонной и усадебной), а вместе с лесом - 15,9 десятин земли (36). Таким образом, русское крестьянство в Забайкалье владело узаконенной порцией земли, которой полагалось 15 десятин на душу. Но трудные расчистки, обработка земель фактически снижали эту обеспеченность. Встречаются утверждения, что сибирский крестьянин мог иметь земли столько, сколько хотел, но это было далеко не так. Население в Сибири росло быстрее, чем осваивались земли. Следует иметь в виду, что в Забайкалье освоенных земель вообще было мало. В основном это были леса, степи.

До XX века юридическим собственником земли было государство. В 1900 году вышел Закон о поземельном устройстве . До этого землей в условиях Сибири пользовались на основе обычного права (местных обычаев), т.е. брали столько, сколько могли содержать. Земельные угодья складывались из усадебных мест, пашен, сенокосов, лесов. В самом начале первые переселенцы в Сибирь имели возможность облюбовать себе участок, где и строились, постепенно расширялись, где находили удобные места . Эти земли отходили им в пользование по праву первых переселенцев. Последние сыграли важную роль в хозяйственном освоении Сибири - Прибайкалья и Забайкалья, расчищали кустарниковые заросли под пашни, разводили скот, развивали промыслы и т.д. Развитие земледельческого хозяйства в суровых условиях Забайкалья явилось настоящим трудовым подвигом русского народа.

Таким образом, в хозяйственном освоении Сибири русское крестьянство сыграло решающую роль. Благодаря этому в Сибири появились такие крупные села, как Бичура, Мухоршибирь, Тарбагатай, Никольское, Урлук, которые сохраняли свое значение и в дальнейшем.

Немало русских переселенцев селилось на территориях монастырей и в XIX веке. В это время в Забайкалье было несколько монастырей: Троицкосавский, Селенгинский, Чикойский, Нерчинский. Каждый монастырь имел по несколько селений, население которых работало на монастырских землях. На монастырских землях селилось также много ссыльных. Вокруг монастырей и создавались русские поселения, составляющие приходы (Посольский, Троицкий, Кударинский, Куядский и др.). Помимо этого в Забайкалье были так называемые миссионерские станы, 6 соборов, 112 приходских церквей. В 1866 году число священнослужителей с семьями составляло в крае 1100 человек.

Что касается крестьянства в Сибири, то оно было неоднородно по своему положению. Основную массу составляла беднота, имевшая небольшие пашни. Но были и зажиточные, эксплуатировавшие труд бедноты. Некоторые из них занимались предпринимательством, торговлей, ростовщичеством, так что общий процесс капитализации, развивавшийся в это время в Сибири, коснулся и Байкальского региона.

В ХIХ-м веке Иркутская губерния и Забайкальская область по-прежнему оставались местом каторги и ссылки. В 1806 году правительством было издано специальное Положение для поселений в Сибири , на основании которого местные власти были обязаны следить за водворением поселенцев, помогать им, даже на первых порах выдавать семена, скот, лес, сельхозорудия и т.д. Согласно Положению для поселения в Сибири были определены Забайкалье и прилегающая к озеру Байкал часть Иркутской губернии. В 1822 году был составлен специальный Устав о ссыльных .

Таким образом, ссылка в Сибирь становилась все более легитимизированной, ссыльные являлись важным источником пополнения русского населения. По характеру наказания они делились на ссыльнопоселенцев, политических и каторжных. В связи с активизацией общественно-политических движений в России ссылка в Сибирь стала использоваться правительством как средство изоляции от остального общества так называемых государственных преступников, в частности, радикально настроенных элементов (народников, анархистов, в целом революционеров). Увеличение численности ссылаемых неизбежно приводило к возрастанию русских в Сибири. С этого времени ссылка стала приобретать в основном политический характер

Целую эпоху в жизни Забайкалья и Иркутской губернии внесли сосланные сюда на каторгу, а затем на поселение политические ссыльные, в частности, - декабристы. На территории только Забайкалья отбывало каторгу более 80 человек - участников Сенатского восстания, из которых 14 декабристов жили затем на поселении в Республике Бурятия. Всех их отличала высокая образованность. Разносторонний вклад их в развитие местной жизни трудно переоценить. Декабристы оказали влияние буквально на все стороны жизни края - развитие сельского хозяйства, промышленности, промыслов. Самое же главное - они принесли в Сибирь и Забайкалье высокую, европейского уровня, культуру, образцы нравственности и духовности.

Весьма благотворное влияние на развитие местного населения оказали забайкальские поселенцы из числа декабристов - братья Н. и М. Бестужевы и К. Торсон (Селенгинск), братья М. и В. Кюхельбекеры (Баргузин), братья Борисовы (село Подлапатки). Они внесли большой вклад в развитие экономики, науки, образования Сибири. Огромное влияние на развитие культуры оказали также иркутские поселенцы - князья Трубецкие, Волконские, дома которых притягивали многих жителей как образцы светской жизни. Своей бескорыстной деятельностью и безупречной жизнью декабристы снискали особую любовь сибиряков.

Между тем заселение ссыльными сибирских окраин продолжалось. В конце XVIII - начале XIX веке сибирские деревни активно пополнялись переселенцами из числа ссыльных. К 1828 году в Иркутской губернии и Забайкалье числилось 8800 человек, сосланных на поселение. Надо отметить, что не все ссыльные поселенцы устраивались на новом месте благополучно. Многие были вынуждены наниматься на работу к крестьянам-старожилам или пускались в бега . Особенно увеличился поток ссыльных поселенцев в Сибирь в связи с участившимися крестьянскими движениями в России после реформы 1861 года. Во второй половине XIX века особенно активизируется политическая ссылка (революционеры-демократы, участники восстаний 1863-1864 годов в Польше, Литве, Белоруссии, участники рабочих организаций, марксистских кружков). Подавляющее число политических ссыльных при этом направлялось обычно в Сибирь в Иркутскую губернию и Забайкалье.

Если в 1866 году в Забайкалье числилось каторжных - 4756 человек, ссыльных - поселенцев - 15907, то политических ссыльных сравнительно немного - 270 человек. Общий удельный вес каторжных и ссыльных в это время составлял 7% от общего числа русского населения, которого тогда в Забайкалье было 269217 человек.

Во второй половине XIX - начале XX века в Иркутскую губернию и Забайкалье царское правительство стало ссылать народовольцев, социал-демократов и других революционеров. Моральное и культурное влияние этого поколения политических ссыльных на местных сибиряков оказалось очень большим.

Так, ссыльные - народовольцы, социал-демократы, эсеры, анархисты и другие революционеры занимались на местах поселений педагогической деятельностью, изучением Сибири. Благодаря им в Сибири открывались музеи (в Иркутске, Кяхте, Нерчинске), библиотеки. Под их влиянием местное население включалось в общественную и политическую жизнь.

До середины XIX века законодательство России не знало административной ссылки, но практически она применялась как ссылка по высочайшему повелению . В 1870 году губернаторы получили право в случае беспорядков высылать главных зачинщиков в административном порядке в одну из восьми губерний Европейской России. В 1887 году была введена массовая административная ссылка под надзором полиции в Восточную Сибирь. В целом в пореформенный период выявилась тенденция роста административно сосланных. Такая ссылка широко осуществлялась не только по распоряжению государственной власти, но и по приговорам сельских и мещанских обществ на местах.

В начале XIX века ссылка была формально несколько ограничена. Строительство Сибирской железной дороги, пароходное сообщение увеличивали возможность для побегов ссыльных. Сказывалась несостоятельность расчетов на колонизационное значение ссылки в Сибирь. Специальным законом 1900 года отменялась ссылка на жительство и ограничивалась ссылка на поселение для уголовно-ссыльных. На политическую ссылку в Сибирь закон 1900 года распространен не был. Однако на практике и после 1900 года ссылка в Восточную Сибирь применялась в широких масштабах. Такое большое число ежегодно ссылавшихся в Сибирь объясняется стремлением правительства извлечь как можно больше экономических выгод из русских ссыльных. Но, несмотря на это, местным властям не всегда удавалось устроить их так, как это было нужно. Поэтому ссыльные чаще устраивались сами, как могли. По этой причине правительство постепенно стало отказываться от ссылки как средства заселения Сибири.

Для Забайкалья, помимо вольного заселения Сибири, существенной формой было по существу принудительное заселение земель вблизи рудников и заводов. Однако поселяемое здесь население совсем не настроено было работать на рудниках, в частности, Нерчинских. В большинстве своем, они стремились заниматься разными промыслами. Местные же власти, заботясь о своих интересах, добивались приписывания к заводам не только государственных и экономических крестьян, проживающих в Нерчинском округе, но и ссыльных. Все они вследствие тяжелых условий работы на рудниках, противились этому. Поэтому русские села этого округа в течение долгого времени не росли. Более того, по данным статистики, количество их уменьшалось.

Тем не менее, развивавшаяся в Сибири горная промышленность требовала все новых и новых рабочих рук, поэтому правительство все годы предпринимало меры для того, чтобы как-то улучшить положение заводских крестьян в Сибири и этим самым привлечь другие слои, в частности, ссыльных к переселению в эти края. По данным 1890 года, в Забайкалье находилась 21 тысяча ссыльных, которые приписывались на жительство в крестьянские селения. Через несколько лет оседлой жизни по ходатайству волостного правления и за прилежное поведение такие переселенцы зачислялись в число крестьян того села, к которому были приписаны.

Примечательно, что в некоторых селениях в Сибири число ссыльных равнялось числу мужского населения этих сел. Так, в 1883 году, в Турунтаевской волости, в селе Халзановском, жили 46 ссыльных поселенцев и 37 душ коренного мужского населения, в селе Каменское - соответственно 43 и 94 души, в селе Бурдуковском - 19 и 22 души. Ряд поселений в Сибири и Забайкалье были в целом образованы ссыльнокаторжными. И немудрено: только в Забайкалье было 7 тюрем Нерчинской каторги. По окончании тюремных сроков каторжники выходили на поселение в Сибирь, а в дальнейшем причислялись к сельским обществам.

Конечно, кроме политических ссыльных Сибирь пополнялась и уголовными элементами, что отнюдь не способствовало сохранению нравственного уровня сибирского общества. В целом ссылка в Сибирь наложила рельефный отпечаток на всю сибирскую историю, сыграла важную роль в заселении и хозяйственном освоении Сибири.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности Новосибирска:

News image

Памятник светофору

Памятник светофору (Новосибирск) — первый в России[1] памятник светофору, расположенный в Центральном районе Новосибирска. Памятник представляет соб...

News image

Старый дом (театр)

Театр «Старый дом» — Новосибирский государственный драматический театр, основан в Новосибирске в 1933 г. История Театр «Старый дом» создан в 1...

News image

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ) — экономическое образовательное учреждение в Новосибирске. Первое высшее уч...

Карта региона:

News image

Омская и Томская области

В Омской области можно проехать по Тарскому тракту, по которому когда-то были провезены декабристы в 1826, а некоторые из них отбывали в Таре ссылку...

News image

Туризм Сибири

В Сибири шутят: У нас девять месяцев зима, остальное - лето . Удивительно, весело и, хотя имеет свои основания, не совсем точно. Ибо в Сибири и При...

News image

Этнические особенности коренных народов Сибири

На территории Тюменской области проживают представители 125 национальностей, среди которых 26 малочисленных народов Севера. К коренным народностям, ...

News image

Читинская область

В селе Акатуй Алгачинского района (Читинская область) есть Акатуйская тюрьма, построенная в 1832 году. Приблизительно 85 лет это здание играло важну...