Дом Усова |
Сибирь - Интересные места Сибири |
Дом купца Г. В. Усова расположен на Набережной города. Двухэтажный каменный особняк в классическом стиле был построен в конце XVIII века. За свою долгую историю дом сменил несколько владельцев и претерпел изменения в архитектурном облике. В начале 1930-х годов чудный барский усовский дом , как называли его горожане, был передан музею. В настоящее время здесь развернуты экспозиции отдела истории и художественного отдела музея-заповедника. Историческая экспозиция знакомит посетителей с историей Великого Устюга XII - начала XX века. Археологические находки, предметы вооружения ХII-ХVI веков, иконы и кресты, оригинальные фотореконструкции и другие материалы свидетельствуют о быте и верованиях финно-угорского и славянского населения края, о роли Устюга и устюжан в христианской и экономической колонизации северо-восточных земель, в создании единого Русского государства под началом Москвы. Замечательные подлинники XVII века: деревянный резной подсвечник, просечные сундуки-теремки, ювелирные украшения, изделия с финифтью, монеты, холсты с набойкой, образцы иностранных тканей, аграмантов и позументов, серебряный ковш и другие предметы - представляют Великий Устюг как крупный торгово-ремесленный центр на Русском Севере. Особый раздел экспозиции этого периода посвящен связям Великого Устюга с Сибирью, устюжанам-землепроходцам. Привлекают внимание оружие русских казаков, модель коча, яркие бусы, моржовый клык. В XVIII веке Великий Устюг являлся центром Устюжской провинции и Великоуспожской и Тотемской епархии, был богатым купеческим городом. Среди предметов данного периода примечательны печать городового магистрата с гербом Великого Устюга, портреты устюжан, бородовые знаки, серебряные и медные монеты, богатые вклады устюжских купцов в местные храмы, снаряжение промысловых купеческих судов. В нескольких витринах - превосходные изделия талантливых устюжских мастеров. Искусно написанные иконы, изящные просечные шкатулки, серебряная утварь, изделия финифтяной фабрики братьев А. и С. Поповых, филигранные вещи, полихромные изразцы говорят о многообразии и высоком уровне художественной культуры провинциального северного города. Жизнь Великого Устюга в XIX - начале XX века отражают многочисленные памятники истории и культуры этого периода. Отдельные комплексы посвящены устюжскому купечеству, развитию краеведения и открытию в городе первого музея – церковного древнехранилища. В экспозиции художественного отдела музея представлены коллекции живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. В поисках экспонатов первые сотрудники музея ездили в многочисленные экспедиции, налаживали контакты с местными художниками, вели переписку с центральными музеями и Госфондом. Благодаря такой энергичной деятельности были приобретены несколько интересных работ: И.М. Прянишникова, А.М. Корина, устюжских художников А.В. Казакова, П.Я. Кострова. Из Госфонда поступили картины замечательных русских художников XIX века: И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, В.Д. Поленова, А.М. Васнецова, Г.Г. Мясоедова, И.И. Остроухова, Р.Г. Судковского и других. Жемчужиной коллекции живописи можно считать наследие древнехранилища - небольшое собрание провинциальной портретной живописи конца XVIII – первой половины XIX века. Это портреты Екатерины II, М.В. Ломоносова, епископов Александра, Боголепа, Иоанникия, возглавлявших в разные годы Великоустюжскую и Тотемскую епархию, портреты устюжских купцов: Г.В. Усова, Л.Г. Захарова, А.М. Булдакова и его жены. Замечательны картины А.А. Борисова, первого в отечественном искусстве живописца, воспевшего Русский Север и Заполярье, сумевшего силой своего таланта показать красоту Арктики, этого сурового царства вечных льдов. Несколько работ Борисов подарил музею, в конце 1920-х годов из Третьяковской галереи поступили еще три картины художника (их приобретал П.М. Третьяков). В 1970-е годы экспозиция пополнилась рядом этюдов Борисова и его личными вещами. Долгие годы музей сотрудничал с заслуженным деятелем искусств РСФСР Е.П. Шильниковским. Помимо работ в технике чернения по серебру можно увидеть его офорты, линогравюры, живописные произведения. Современное искусство представлено работами устюжских художников: В.Н. Латынцева, Б.А. Студенцова, В.А. Максимова, С. К. Мальцева и многих других. Вызывают восхищение произведения декоративно-прикладного искусства: российские и европейские изделия из фарфора и фаянса, жемчуга, бисера и стекляруса. Особое место в экспозиции художественного отдела занимают ведущие промыслы Великого Устюга. Уникальное искусство чернения по серебру принесло небольшому северному городу мировую известность. Расцвет устюжской черни приходится на вторую половину ХИН - начало XIX века. Северная чернь завоевывает славу лучшей в России. О высоком уровне чернового дела в XVIII веке свидетельствует выполненная мастером Иваном Островским в 1770 году трехчастная дарохранительница с черневой гравюрой на золоченом канфаренном фоне. Искусство черни XIX - начала XX века представлено работами И. Жилина, М. Кошкова, М. Чиркова. На браслетах и запонках, линейках и ложках предстают тонко награвированные на серебре архитектурные ансамбли Великого Устюга и изящные цветочные орнаменты. Черневое искусство 30-х - начала 60-х годов XX века характеризуется изделиями мастеров артели Северная чернь , выполненными по эскизам художественного руководителя артели Е.П. Шильниковского, обогатившего старинный промысел новыми разработками сюжетных и орнаментальных композиций. Особый интерес вызывает серебряный столовый набор из 42-х предметов, украшенных миниатюрными рисунками по произведениям А.С. Пушкина. На Всемирной выставке в Париже в 1937 году эта работа была удостоена золотой медали и диплома 1-й степени. Среди экспонатов и одна из лучших работ Е.П. Шильниковского - стопка Золотой хмель (1951), выполненная в традициях древнерусских мастеров чернового дела. Искрящиеся золотом гроздья цветущего хмеля художник располову жил на фоне серебряных листьев с черновыми прожилками. О развитии искусства чернения по серебру во второй половине XX века свиде- тельствуют произведения мастеров Северной черни , созданные по эскизам талантливых художников: Е.ф. Тропиной, Л.М. Бобылевой, Л.С. Меньшиковой, А.С. Чернова, В.П. Шорохова. Высокими художественными достоинствами обладают серебряные с чернью столовые наборы, прибор для варенья, бокалы, вазочки, коробочки, ювелирные украшения, отмеченные настроением особой праздничности, торжественности. В лучших традициях северного чернового искусства выполнены работы заслуженного художника России Е.ф. Тропиной, посвятившей искусству чернения по серебру около 50 лет. Они отличаются яркой декоративностью тематических и орнаментальных композиций при строгой лаконичности форм. Самобытным художественным промыслом Великого Устюга является резьба и роспись по бересте. Истоки этого промысла уходят в XVIII век в Шемогодскую волость Великоустюжского уезда. В основу искусства, получившего название шемогодская береста , лег мотив вьющегося побега со спиральными завитками и круглыми розетками с мелкой прорезью. Такие узоры украшают поверхность туесов, коробочек, шкатулок, декоративных тарелок и других изделий. Под ажурную прорезь подкладывается фольга, цветная бумага, ткань, или фон красится в контрастный цвет. Используя природную красоту материала, устюжские резчики создают настоящие произведения искусства. Представленные в экспозиции работы из бересты и дерева с ажурными берестяными накладками показывают развитие этого художественного промысла на протяжении XX века. Изделия 20-х - 30-х годов украшены букетными узорами, а шкатулки 50-х-бО-х годов, выполненные Н.В. Вепревым, - берестяным кружевом из гибких стеблей и крупных прорезных розеток с силуэтным изображением птиц. Большой вклад в развитие промысла внесли художники, мастера резьбы по бересте фабрики Великоустюгские узоры : А.Е. Маркова, Л.М. Чупрова, Т.Г. Вязова, Т.А. Слепухина, Л.А. Корепина. На бураках и коробейках А.Е. Марковой в узорную растительную вязь вплетены изображения сказочных птиц, нарядных утиц, бегущих оленей, а в светлом берестяном кружеве Т.Г. Вязовой оживают сцены чаепитий, в гуляний, свадеб, зимняя сказка с Дедом морозом. В 80-е годы XX века была возрождена народная роспись по бересте и дереву. Нарядны и необычны работы Т.Ю. Лабутиной (Беляевой) - расписные туеса, хлебницы, коробейки. Дом Усова - один из самых посещаемых памятников Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Развернутые в нем экспозиции дают посетителям возможность стать очевидцами богатой многовековой истории старинного города на Севере земли Русской. |
Читайте: |
---|
Достопримечательности Новосибирска:
![]() Иня (нижний приток Оби)Иня — река в Кемеровской и Новосибирской областях, правый приток Оби. Длина 663 км, площадь бассейна 17,6 тыс. км². На Ине расположены 4... |
![]() Димитровский мостДимитровский мост — мост через реку Обь в Новосибирске, соединяющий проспект Димитрова на правом берегу (также имеются въезды с улиц Фабричная и Вла... |
![]() Новосибирский государственный краеведческий музейНовосибирский государственный краеведческий музей — один из ведущих музеев Новосибирска. Основан в 1920 году как Центральный народный музей Новонико... |
Карта региона:
![]() Степи СибириПод степями принято понимать более или менее ровные сухие безлесные пространства, покрытые обильной травянистой растительностью. Пространства ровные... |
![]() Рельеф СибириНа фоне остальной преимущественно горной Высокой Сибири Средняя кажется сравнительно ровной, как бы промежуточной ступенью между равниной запада и г... |
![]() Восточная СибирьВосто чная Сиби рь — часть Сибири, включающая азиатскую территорию России от Енисея на западе до водораздельных хребтов, идущих вдоль Тихого океана ... |
![]() КрасноярскКрасноя рск — крупнейший экономический и культурный центр Центральной и Восточной Сибири, административный центр Красноярского края (второго по площ... |