Главная - Регион, города и посёлки - Судоходство Байкала

Судоходство Байкала
Сибирь - Регион, города и посёлки

судоходство байкала

Прошедшие времена и события стерли из памяти имена людей, делившихся воспоминаниями, как и имена кораблей, трудившихся на водных магистралях Сибири - озеро Байкал и Селенга, и защищавших восточные рубежи России. Но полученные в те времена материалы позволили понять, что судоходство Байкала во многом переопределило мореплавание тихоокеанское, а память сохранила удивление тому диапазону событий, произошедших на озеро Байкал и Селенге, во всех красках жизни – счастье свободного, не знавшего крепостничества сибиряка, труд и война, флотилии белых и красных, и карательные экспедиции тех и других, гидрографические исследования и кораблекрушения.

И для того, чтобы не пропало то, что сохранено в частицах, мы решили опубликовать оставшееся, с надеждой, что кто-то продолжит…

Судоходство в Сибири по озеру Байкал и реке Селенге началось с момента появления русских в прибайкальском регионе. Известно, что уже в 1650 году по озеру Байкал и Селенге осуществлялось судоходство в дипломатических миссиях, а к началу XVIII века речное и озерное судоходство Байкала обслуживали транспортные потоки из Европейской России, идущие в Восточную Сибирь и в Китай, и обратно, рыбные промыслы и золотодобычу. Российский военно-морской флаг появился на озере Байкал в 1728 году: в Иркутске было основано Адмиралтейство, чуть позже была создана навигацкая школа, а военная флотилия из небольших парусных судов защищала интересы на тогдашних восточных границах России.

Первый парусный бот был спущен на воду Байкала мастером Козловым в 1738 году, в 1742-ом на управление новым кораблем был назначен боцман Трубицин с двумя матросами из экипажа известного русского мореплавателя Алексея Чирикова и Витуса Беринга. В дальнейшем в 1763 году в Иркутске заложили два бота Кузьма-святогородец , другой – Борис и Глеб . Всего же на Иркутском адмиралтействе было построено 23 парусных судов.

Тогда же был открыт первый на озере Байкал маяк в селе Посольск, а где-то в эти же годы на посольском рейде потерпели крушение три русских военных корабля - галеоны были выброшены штормом на отмель и погибли со всем вооружением, снаряжением и припасами, посольский рейд снискал себе славу коварного места. Так, что осенью 1772 года бот Св. Кузьма был выброшен на берег озера Байкал у Посольского монастыря, в этих же местах потерпел аварию бот Адриан и Наталья в 1879 году, погибли боты Николай и Ермак , и парусный транспорт Иркутск .

Флотилия Байкала являлась и местом формирования и снабжения флотилии Сибири, выпускники Навигацкой школы направлялись на Тихий океан, все припасы, доставлялись в Охотск, первый военно-морской порт России на Тихом океане, через Иркутск, озеро Байкал, по Лене до Якутска, и далее извозом – в Охотск. Более ста лет просуществовало это военно-морское соединение и официально Адмиралтейство было упразднено в 1839 году.

К этому времени окрепли частные предприниматели, имевшие большие парусные лодки на озере Байкал и Селенге, и способные поддерживать регулярное судоходство Байкала.

Официальным Представлением из Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства в Нерчинскую Горную экспедицию с описанием маршрута и обоснованием предпочтительности подрядного способа перевозки свинца во второй половине XVIII века упоминается о судостроительном центре того времени: суда для сего строятся около реки Селенги ниже города до 35-ти верст, поднимающие тяжести от 2600 до 3100 пуд… Плавание на них начинается по реке Селенге до соединения оной с морем Байкалом, чрез расстояние от Верхнеудинска 148 верст. Лучшее и удобное для проплытия по сей реке время считается, когда большая вода начнет убывать, т.е. около половины июня. Работники к сему судоходству нанимаемы бывают в Енисейске, Верхнеудинске и Иркутске. Времени для проплытия до последнего было 10 и 13 дней, в том числе от устья Селенги морем Байкалом около 150 верст…. .

Паровое судоходство Байкала было осложнено общим дефицитом железа, а так же трудностями доставки судов и механизмов в готовом виде из других регионов Сибири. Известный сибирский промышленник А. Сибиряков в 1888 году попытался пройти на трех пароходах с несколькими баржами из Енисея на озеро Байкал, но, не преодолев ангарские Падунские пороги, отказался от затеи.

Учредителем пароходства на озере Байкал был крупнейший золотопромышленник и откупщик, ростовский купец Никита Мясников, вложивший в заведение пароходов и барж на озере Байкал около 600 тыс. руб. ассигнациями, и создавшим первое пароходство Байкала. Первое плавание построенный Мясниковым пароход( Император Николай I мощностью 32 л.с. совершил в 1844 году, а в 1845 году им было спущено на воду еще одно судно — Наследник Цесаревич 50 л.с. Низкие фрахтовые цены, предлагаемые пароходовладельцем, способствовали быстрому росту грузооборота: объем перевозок с 1845 по 1848 года вырос с 17,6 тыс. до 77,6 тыс. пудов

После смерти в 1847 года Никиты Мясникова его имущество и капитал унаследовал старший брат Иван, который, проживая в Петербурге, управлял делами в Сибири через доверенных лиц, чем во многом, по-видимому, объясняется, что в дальнейшем пароходное дело Мясниковых на Байкале приходит в некоторое расстройство. В конце 1850-х годов у них оставался на ходу лишь один пароход на озере Байкал, который вскоре потерпел аварию и затонул.

Тем не менее, к 1866 году пароходство Байкала владело тремя небольшими пароходами, четырьмя парусными судами, а так же баркасами и лодками. Пароходы выполняли постоянные рейсы по озеру Байкал между Лиственничным и Посольским монастырем. Дважды в неделю в обоих направлениях они перевозили войска, арестантов, переселенцев, почту, различные отечественные и китайские товары.

В 1850-е года два парохода мощностью по 80 л.с. были заведены на озере Байкал золотопромышленником и откупщиком Бенардаки, от которого они перешли к мензелинскому купцу Рукавишникову, а когда дело у последнего не заладилось, его пароходы купил крупнейший доставщик кяхтинских товаров иркутский купец И. Хаминов, который для эксплуатации пароходов, предназначаемых в основном для перевозки через озеро Байкал кяхтинских чаев, организовал купеческую компанию. Плавание по отличавшемуся суровым нравом озеру Байкал было сопряжено с опасностью подмочки товарного груза, поэтому прибыли пароходчиков не отличались стабильностью, и были годы, когда перевозки по озеру Байкал даже приносили убытки.

В 1887 году возникло Кяхтинское товарищество пароходства для транспортировки грузов и пассажиров по Селенге и озеру Байкал, которое вскоре вытеснило всех остальных судовладельцев и стало занимать монопольное положение в Сибири.

Некоторой особенностью судоходства Байкала и реке Селенге, как и на других реках Сибири и Дальнего Востока, было перевозка грузов на плотах. Таким способом доставлялись вниз по течению хлеб, спирт, овощи и другие грузы. На плотах устраивалось специальное помещение – балаган , в котором и размещался груз и пассажиры.

Острой проблемой был уровень квалификации судовых рабочих. Недостаток в Сибири рабочих кадров необходимой квалификации побудил, в частности, Н. Мясникова выписать для комплектования команд своих пароходов Император Николай I и Наследник Цесаревич , отставных матросов из портовых городов Европейской России.

Пополнялся и печальный опыт мореплавания Байкала. Так, наиболее опасным местом для судоходства на озере Байкал считается район острова Ольхон, напротив устья реки Сарма, известным своим внезапным и резким шквалом – сармой . Так, осенью 1902 года у южной оконечности острова Ольхон, колесной буксир Александр Невский тянул три баржи, на которых возвращались с омулевой путины рыбаки озера Байкал с семьями. Налетевший шквал оборвал буксиры и выбросил баржи на берег. Одну из них удачно выбросило высокой волной на песчаную отмель Байкала, две же других со всеми находившимися на них людьми разбило о скалы, погибло около 300 человек.

К концу XIX века озеро Байкал, на нем уже функционировало частное пароходство промышленника А.Я.Немчинова, совершавшее правильное судоходство на озере Байкал за государственные субсидии. А в 1895 году Немчинов скупил все пароходы Кяхтинского Товарищества и стал единоличным их владельцем. К 1904 году это судоходное предприятие Байкала уже состояло из 7 озерных и 6 речных пароходов, 4 озерных и 14 речных барж.

В целом же к 1910 году на озере Байкал уже работали 18 пароходов, несамоходный флот составлял 24 судна, включая три металлических баржи с грузоподъемностью 600 тонн каждая. На память приходят названия пароходов – Бурят , Кооператор , Феодосий , Иннокентий , Кругобайкалец и, конечно же, ледоколы Байкал и Ангара .

Постройка ледоколов для озера Байкал связана со строительством Транссибирской железной дороги. Согласно проекту, ледокол–паром Байкал должен был перевозить железнодорожные составы по маршруту станция Байкал - станция Мысовая, протяженностью 60 километров. Подобная переправа существовала на озере Мичиган в Северной Америке, но ее протяженность была всего 20 километров. В свою очередь, вспомогательный ледокол Ангара должен был обеспечивать судоходство Байкала, а так же перевозить грузы и пассажиров.

Комитет по постройке Сибирской железной дороги в конце 1895 года заказал английской фирме Армстронг, Витворт и Ко изготовить в разобранном виде паром-ледокол. В начале января 1897 года части судна уже доставили на Байкал в Лиственничное и начали собирать, в мастерских забайкальского промышленника Немчинова. 17 июня 1899 года Байкал спустили на воду, а уже 3 января следующего года Байкал отправился в свой первый, пока испытательный рейс по озеру Байкал. В своей телеграмме, руководитель строительства корабельный инженер Заблоцкий сообщал … толщина льда 14 дюймов, три машины работали прекрасно при 64 оборотах…Скорость во льдах развивал до 12 верст в час, лед ломал прекрасно, при спокойной работе машин… .

В первый свой эксплуатационный рейс Байкал отправился, 24 апреля 1900 года, а чуть позже, в 1902 год, в строй вступил второй ледокол – Ангара .

Первые зимние рейсы показали полную непригодность порта Мысовая из-за мелководья и открытости ветрам, и поэтому на восточном берегу озера Байкал появилась станция-пристань Танхой , которая оказалась и удобнее и ближе. В целом же ледоколы исправно обслуживали переправу по Байкалу до вступления в строй Кругобайкальский железной дороги. С 1900 по 1909 года ледоколы осуществили перевозку по озеру Байкал следующего: грузов - 80231086 пудов, пассажиров - 1460998 человек, животных - 188838 голов, паровозов и тендеров - 1864 шт., вагоны классные разные - 2434, груженые товарные вагоны - 100984, порожние товарные вагоны - 38 807, платформы груженые - 23457, миноносцы, в разобранном виде для Владивостока и Порт-Артура - 8, платформы порожние - 4803, воинские повозки - 8935.

Для обеспечения безопасности мореплавания весной 1896 года на озеро Байкал прибыла гидрографическая экспедиция под руководством подполковника Ф.К. Дриженко с задачей изучить озеро Байкал, исследовать гавани для будущей переправы, составить карты Байкала. За шесть лет экспедицией по озеру Байкал была проделана поистине колоссальная работа: сделаны тысячи измерений глубин, построено 10 маяков, проведены астрономические наблюдения, учреждены водомерные посты, составлен первый научно-исследовательский документ - Лоция и физико-географический очерк озера Байкал . А первое научно-исследовательское судно – катер Чайка появилось на озере Байкал в 1916 году, построенное на частные пожертвования и средства Академии наук.

Гражданская война разделила как людей, так и корабли на белых и красных. Как известно, в такой войне нет победителей и побежденных, есть проигравшие и павшие…

28 января 1918 года, спустя 10 дней после подписания декрета О национализации торгового флота , Комитет Советских организаций Восточной Сибири принял постановление о национализации имущества Ангарского, Байкальского и Селенгинского пароходств, в том числе и судов Байкальской железнодорожной переправы. А несколько позже красные приступили к формированию Байкальской красной флотилии. Байкал был вооружен шестидюймовым орудием, на Ангаре установили две полевые пушки и четыре станковых пулемета Максим , ходовую рубку обложили мешками с песком. Ангара стала активной участницей боевых действий на озере Байкал: вела разведку у станций Утулик и Мангутай, обстреляла белый бронепоезд в районе реки Паньковки, участвовала в десантных операциях у сел Голоустного и Култука.

Другое, селенгинское судно - вооруженный пароход Кооператор , был передан в распоряжение Троицкосавского фронта и участвовал в боях на реке Селенге в составе Троицкосавского фронта под командованием легендарного Сибирского деда – Нестора Каландаришвили.

В свою очередь, белые сформировали свою флотилию на озере Байкал, захватив пароходы Феодосий и Бурят и грузовые баржи.

Утром 12 августа 1918 года Байкал был атакован белыми кораблями. Находившийся на борту красный отряд Власова спешно покинул горящее судно, а команда ледокола во главе с капитаном Алексеевым смогла пришвартовать корабль, но не уберегла его от пожара. Судно выгорело и затонуло. Записки на полях сохранили имена моряков-байкальцев, участников тех событий – Сергея Солнцева, Степана Мирошникова, Константина Гаврилова, Мирона Рагозина.

Ангара несколько дней ходила по озеру Байкал, прячась от Феодосия и Бурята . Около Бугульдейки судно подверглось артиллерийскому огню, но ушло от противника. 22 августа 1918 года Ангара пошла в Лиственичное для сдачи в плен и выбросив белый флаг, интересно, что из команды Ангары никто не пострадал.

В навигацию 1919 года ледокол возвращается к нормальной работе, совершая рейсы и перевозя грузы по озеру Байкал. Но в начале января 1920 года, сохранившийся ледокол был превращен в плавучую тюрьму - при отступлении белых на Ангаре были казнены 31 человек.

Вернувшиеся на озеро Байкал в 1920 году красные создали свою Сибирскую флотилию, перебросив по железной дороге небольшие моторные катера – истребители, укомплектованные балтийцами и черноморцами, и вооружив байкальские пароходы. В 1921 году уцелевший ледокол ходил с десантом в Республику Бурятию к Усть-Баргузину, как тогда писалось в отчетах – …для подавления кулацко-белогвардейского мятежа .

С 1922 по Ангара вернулась к мирной жизни, совершая ежегодно по одному - два рейса - только осенью в ноябре и в декабре по озеру Байкал, когда, ходившие летом колесные пароходы из-за ледостава плавать уже не могли. Эксплуатация парохода длилась 40 лет - до 1962 года, когда 60-ти летнее судно отправили на пенсию , выведя в отстой. В дальнейшем корпус ледокола использовали как базу ДОСААФ, плавучий склад. В конце 1970-ых из Ангары решили сделать мемориальное судно, подобно Авроре в Ленинграде и Красному вымпелу во Владивостоке, но дальше слов дело не пошло, и судно затонуло прямо у пирса. И только, десять с лишним лет спустя, Ангара была поднята, отремонтирована, и на судне был открыт музей, посвященный истории судоходства Байкала.

Не менее интересный, но практически неизвестный советский период селенгинского и байкальского судоходства остался нами почти не исследованным. Не сохранились записки, как и не сохранилось в памяти имя старика – байкальского моряка, в бытность знакомства бывшим воспитателем третьего, детдомовского отряда в пионерлагере Дружба , рассказывавшего об этом периоде.

И пока еще живы ветераны водных магистралей Республики Бурятия, пацанам – краеведам необходимо собрать материал и об этом периоде селенгинского речного судоходства. Пока старики живы….

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности Новосибирска:

News image

Площадь Калинина (Новосибирск)

Пло щадь Кали нина — площадь в Заельцовском районе Новосибирска, находящаяся на пересечении улиц Красный проспект и Дуси Ковальчук — двух структуроо...

News image

Новосибирское водохранилище

Новосиби рское водохрани лище («О бское[~ 1] море»[1][2][3]) — искусственное водохранилище на реке Обь возле города Новосибирск, возникшее после воз...

News image

Новосибирский Академгородок

Уникальное городское образование, известный во всем мире Новосибирский научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук, на территории  к...

Карта региона:

News image

Реки Байкала

Ангара Ангара - одна из самых больших и уникальнейших рек Восточной Сибири. Общая длина Ангары 1779 километров. Она вытекает из озера Байкал мощн...

News image

Кяхта

Кяхта, районный центр в Республике Бурятия, у границы с Монголией, в 235 километрах к югу от Улан-Удэ. Координаты города Кяхта: Расположен в Заба...

News image

Новокузнецк

Новокузне цк — самый крупный город Кемеровской области областного подчинения (Новокузнецкий городской округ); административный центр Новокузнецкого ...

News image

Животные Западно-Сибирской равнины. Горностай

ГОРНОСТАЙ (Mustela erminea) в общем, похож на ласку, но крупнее ее и хорошо отличается черным кончиком хвоста. Длина тела колеблется, от 16 до 38 см...