Главная - Регион, города и посёлки - Судоходство Байкала


Судоходство Байкала
Сибирь - Регион, города и посёлки

судоходство байкала

Прошедшие времена и события стерли из памяти имена людей, делившихся воспоминаниями, как и имена кораблей, трудившихся на водных магистралях Сибири - озеро Байкал и Селенга, и защищавших восточные рубежи России. Но полученные в те времена материалы позволили понять, что судоходство Байкала во многом переопределило мореплавание тихоокеанское, а память сохранила удивление тому диапазону событий, произошедших на озеро Байкал и Селенге, во всех красках жизни – счастье свободного, не знавшего крепостничества сибиряка, труд и война, флотилии белых и красных, и карательные экспедиции тех и других, гидрографические исследования и кораблекрушения.

И для того, чтобы не пропало то, что сохранено в частицах, мы решили опубликовать оставшееся, с надеждой, что кто-то продолжит…

Судоходство в Сибири по озеру Байкал и реке Селенге началось с момента появления русских в прибайкальском регионе. Известно, что уже в 1650 году по озеру Байкал и Селенге осуществлялось судоходство в дипломатических миссиях, а к началу XVIII века речное и озерное судоходство Байкала обслуживали транспортные потоки из Европейской России, идущие в Восточную Сибирь и в Китай, и обратно, рыбные промыслы и золотодобычу. Российский военно-морской флаг появился на озере Байкал в 1728 году: в Иркутске было основано Адмиралтейство, чуть позже была создана навигацкая школа, а военная флотилия из небольших парусных судов защищала интересы на тогдашних восточных границах России.

Первый парусный бот был спущен на воду Байкала мастером Козловым в 1738 году, в 1742-ом на управление новым кораблем был назначен боцман Трубицин с двумя матросами из экипажа известного русского мореплавателя Алексея Чирикова и Витуса Беринга. В дальнейшем в 1763 году в Иркутске заложили два бота Кузьма-святогородец , другой – Борис и Глеб . Всего же на Иркутском адмиралтействе было построено 23 парусных судов.

Тогда же был открыт первый на озере Байкал маяк в селе Посольск, а где-то в эти же годы на посольском рейде потерпели крушение три русских военных корабля - галеоны были выброшены штормом на отмель и погибли со всем вооружением, снаряжением и припасами, посольский рейд снискал себе славу коварного места. Так, что осенью 1772 года бот Св. Кузьма был выброшен на берег озера Байкал у Посольского монастыря, в этих же местах потерпел аварию бот Адриан и Наталья в 1879 году, погибли боты Николай и Ермак , и парусный транспорт Иркутск .

Флотилия Байкала являлась и местом формирования и снабжения флотилии Сибири, выпускники Навигацкой школы направлялись на Тихий океан, все припасы, доставлялись в Охотск, первый военно-морской порт России на Тихом океане, через Иркутск, озеро Байкал, по Лене до Якутска, и далее извозом – в Охотск. Более ста лет просуществовало это военно-морское соединение и официально Адмиралтейство было упразднено в 1839 году.

К этому времени окрепли частные предприниматели, имевшие большие парусные лодки на озере Байкал и Селенге, и способные поддерживать регулярное судоходство Байкала.

Официальным Представлением из Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства в Нерчинскую Горную экспедицию с описанием маршрута и обоснованием предпочтительности подрядного способа перевозки свинца во второй половине XVIII века упоминается о судостроительном центре того времени: суда для сего строятся около реки Селенги ниже города до 35-ти верст, поднимающие тяжести от 2600 до 3100 пуд… Плавание на них начинается по реке Селенге до соединения оной с морем Байкалом, чрез расстояние от Верхнеудинска 148 верст. Лучшее и удобное для проплытия по сей реке время считается, когда большая вода начнет убывать, т.е. около половины июня. Работники к сему судоходству нанимаемы бывают в Енисейске, Верхнеудинске и Иркутске. Времени для проплытия до последнего было 10 и 13 дней, в том числе от устья Селенги морем Байкалом около 150 верст…. .

Паровое судоходство Байкала было осложнено общим дефицитом железа, а так же трудностями доставки судов и механизмов в готовом виде из других регионов Сибири. Известный сибирский промышленник А. Сибиряков в 1888 году попытался пройти на трех пароходах с несколькими баржами из Енисея на озеро Байкал, но, не преодолев ангарские Падунские пороги, отказался от затеи.

Учредителем пароходства на озере Байкал был крупнейший золотопромышленник и откупщик, ростовский купец Никита Мясников, вложивший в заведение пароходов и барж на озере Байкал около 600 тыс. руб. ассигнациями, и создавшим первое пароходство Байкала. Первое плавание построенный Мясниковым пароход( Император Николай I мощностью 32 л.с. совершил в 1844 году, а в 1845 году им было спущено на воду еще одно судно — Наследник Цесаревич 50 л.с. Низкие фрахтовые цены, предлагаемые пароходовладельцем, способствовали быстрому росту грузооборота: объем перевозок с 1845 по 1848 года вырос с 17,6 тыс. до 77,6 тыс. пудов

После смерти в 1847 года Никиты Мясникова его имущество и капитал унаследовал старший брат Иван, который, проживая в Петербурге, управлял делами в Сибири через доверенных лиц, чем во многом, по-видимому, объясняется, что в дальнейшем пароходное дело Мясниковых на Байкале приходит в некоторое расстройство. В конце 1850-х годов у них оставался на ходу лишь один пароход на озере Байкал, который вскоре потерпел аварию и затонул.

Тем не менее, к 1866 году пароходство Байкала владело тремя небольшими пароходами, четырьмя парусными судами, а так же баркасами и лодками. Пароходы выполняли постоянные рейсы по озеру Байкал между Лиственничным и Посольским монастырем. Дважды в неделю в обоих направлениях они перевозили войска, арестантов, переселенцев, почту,