Главная - История Сибири - Тюменский Север: история освоения

Тюменский Север: история освоения
Сибирь - История Сибири

тюменский север: история освоения

Становление нефтегазодобывающего комплекса на Тюменском Севере можно рассматривать как беспрецедентный в масштабах мировой истории пример индустриального освоения обширных северных территорий, обладающих экстремальными для человека природно-климатическими условиями.

Интенсивный процесс освоения нефтяных и газовых богатств Западной Сибири подтолкнул научную общественность к развитию целого ряда новых предметных отраслей, невольным образом способствуя совершению многих знаменательных открытий. Он оказал решающее влияние на характер экономического развития страны, превратив ее в ресурсную державу . Он породил множество экологических, социальных и культурных проблем, которые, никогда так остро не обнажались, как в условиях ранимой северной природы и органично вписанного в него традиционного жизненного уклада ее старожилов. Будучи частью новейшей отечественной истории, освоение Тюменского Севера, происходившее в течение жизни одного поколения, в сознании современников пока еще лишено масштаба эпохальности , и по большей части воспринимается как нечто обыденное, происходящее рядом. Возможно, поэтому сегодня столь важным становится внимательное и осмысленное отношение к его истории, которое должно стать фундаментом для выработки критериев разумного и гармоничного будущего развития региона.

История открытия сибирской нефти началась задолго до того, как она стала всемирно известным символом региона. На протяжении нескольких столетий целый ряд исследователей предполагал наличие нефтяных богатств западносибирского края. Так, еще в XVIII веке сосланный в Тобольск хорватский ученый и общественный деятель Юрий Крижанич писал о выходе спутников нефти - битумных сланцев в бассейне реки Оби. Шведский капитан Страленберг, участвовавший в экспедиции Д.Г. Мессершмидта писал в изданной в 1730 году книге Северная и восточная часть Европы и Азии о нахождении на Иртыше горючего битуминозного материала [Казаков, 1993].

Выдающуюся роль в открытии нефтегазоносных богатств Западной Сибири сыграл основоположник советской нефтяной геологии, академик Иван Михайлович Губкин. В 1932 году им была выдвинута рабочая гипотеза о существовании нефтяных месторождений в районе Западно-Сибирской низменности. И.М. Губкин активно добивался развертывания здесь комплексных нефтегеологических исследований. Однако на протяжении еще двух десятилетий работы по поиску нефти в этом районе не давали ожидаемых результатов.

Поворотным событием, с которого, как правило, начинают отсчет истории Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, стал произошедший в 1953 году мощный выброс газа на буровой, расположенной недалеко от старинного форпоста освоения русскими Сибири - села Березово. Это событие явилось толчком для проведения крупномасштабных геологоразведочных работ на территории ряда районов Тюменского Севера. На территории Ханты-Мансийского автономного округа планомерное проведение геофизических и буровых работ началось в 1954 году. В 1958 году в Салехарде была создана комплексная геологоразведочная экспедиция, возглавляемая В.Д. Бованенко. Ее цель состояла в доказательстве прогнозов академика И.М. Губкина о нефтегазоносности ямальского края.

Фото А.В. Космакова

Важным результатом начатых геологоразведочных работ стало открытие в 1959 году вблизи села Шаим (район современного города Урая) нефтегазоносного пласта с объемом суточной добычи нефти свыше одной тонны. В последующие годы были открыты такие крупные нефтяные и газовые месторождения, как Мегионское, Усть-Балыкское, Западно-Сургутское, Пунгинское и др. В 1962 году из скважины, пробуренной в районе поселка Тазовского, был получен фонтан природного газа дебитом более миллиона кубометров в сутки. Тазовское месторождение стало первым крупным месторождением газа, открытом в Заполярье.

В 1963 году вышло постановление Совета Министров СССР Об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых нефтяных и газовых месторождений и о дальнейшем развитии геологоразведочных работ в Тюменской области . Началась подготовка пробной эксплуатации разведанных запасов, а они к 1964 году насчитывали около 300 миллионов тонн нефти и 176 миллиардов кубометров газа на 8 нефтяных и 2 газовых месторождениях [Очерки истории Тюменской области, 1994]. В этом же году началось строительство первых магистральных трубопроводов: газового Игрим - Серов и нефтяных Шаим - Тюмень и Усть-Балык - Омск.

1965 год стал новой вехой в истории освоения Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. В этом году было открыто Самотлорское нефтяное месторождение, по разведанным запасам ставшее самым крупным в Советском Союзе, и вошедшее в десятку крупнейших в мире. В этом же году была открыта Березовская группа газовых месторождений, которые давали от 500 тысяч до 1,5 миллионов кубометров газа в сутки, а также колоссальное по своим запасам Заполярное газоконденсатное месторождение. Год спустя, было открыто крупнейшее в мире Уренгойское нефтегазоконденсатное месторождение. В 1967 годы были открыты Надымское и Медвежье газовые месторождения, а в 1969 году новый мировой гигант - Ямбургское газоконденсатное месторождение.

За короткий отрезок времени некогда небольшой купеческий город Тюмень превратился в административный центр, из которого осуществлялось управление строительством крупнейшего в стране нефтегазодобывающего комплекса. В городе были созданы крупные производственные управления Главтюменьнефтегаз и Главтюменьнефтегазстрой. Для подготовки высококвалифицированных специалистов, задействованных в нефтегазодобывающих отраслях в 1964 году был создан Тюменский индустриальный институт, позднее преобразованный в Нефтегазовый университет — один из ведущих вузов региона. Промышленные предприятия Тюмени занимались осуществлением сложных заказов для разработки и обустройства северных месторождений. Так, в 1969 году на Тюменском судостроительном заводе была построена первая плавучая электростанция Северное сияние .

В 1972 году началось строительство крупнейшего в стране нефтепровода Самотлор - Альметьевск, длина которого составила около 1850 километров. После его завершения западносибирская нефть начала поступать в другие страны через систему нефтепроводов Дружба . К тому времени, в связи со значительным повышением мировых цен на нефть и начавшемся в ряде стран Запада энергетическим кризисом , Советский Союз быстро начал завоевывать роль крупной мировой ресурсной державы , а в экономике государства все большее значение начинали занимать средства, вырученные от продажи энергетических ресурсов.

Одной из наиболее актуальных и сложных задач того времени стала необходимость обустройства уникальных по своему масштабу месторождений, находящихся в труднодоступных, слабозаселенных, а порой и совсем безлюдных районах, расположенных преимущественно в зоне тайги и тундры. Данный процесс обустройства был связан не только с проблемами заброски и монтажа тяжелой техники в экстремальные по своим климатическим условиям районы Севера, а также прокладки через них трубопроводов и других инженерных коммуникаций. Одна из наиболее острых проблем состояла в организации условий труда и жизнедеятельности значительного количества людей, вовлеченных в процесс нового индустриального освоения. Одним из получивших широкое внедрение вариантов решения данной проблемы стала организация работ на месторождениях вахтовым методом. Чаще всего он сводился к тому, что в места разработки месторождений доставлялись бригады специалистов из находящихся на значительном удалении крупных городов (получивших на Севере название большой земли ). Здесь они выполняли необходимые работы в течение вахты, длившейся от нескольких недель до нескольких месяцев, проживая в минимально благоустроенных условиях, чаще всего, в специальных вагончиках-времянках. Однако осуществление работ одним лишь вахтовым методом не могло полностью удовлетворить запросы развивающейся стремительными темпами административной и технологической инфраструктуры формирующегося нефтегазодобывающего комплекса. Потому с середины 1960-х годов, начался интенсивный процесс урбанизации Тюменского Севера, результатом которого стало возникновение за короткий срок специфической системы расселения, состоявшей из городов и рабочих поселков, отвечавших разнообразным задачам осуществлявшегося здесь индустриального освоения. За исключением редких примеров, когда новые центры освоения складывались на месте сложившихся здесь ранее русских поселений (к ним можно отнести города Салехард, Ханты-Мансийск, Сургут и поселок Березово, развивавшиеся на месте основанных в XVI - XVII веках ранних форпостов освоения Севера Западной Сибири), в подавляющем большинстве случаев подобные новые поселения создавались с чистого листа в непосредственной близости от крупных месторождений или промышленных объектов. Благодаря этой особенности многие города и поселки оказались удалены друг от друга на сотни километров, а единственным надежным способом сообщения между ними долгое время продолжал оставаться авиационный транспорт.

В 1964 году были заложены поселки нефтяников в Урае и Сургуте. Спустя год они получили статус городов. В 1967 году на карте Советского Союза появился город Нефтеюганск, а в 1972 - Нижневартовск и Надым, ставшие форпостами освоения ряда крупнейших нефтяных и газовых месторождений. В 1980 году был образован город Новый Уренгой, сформировавшийся на месте Уренгойского газоконденсатного месторождения и ставший опорной базой освоения ряда других перспективных месторождений, преимущественно расположенных в заполярных районах Ямала. В 1982 году подобным образом, на месте рабочего поселка, был образован город Ноябрьск.

В 1984 году Советский Союз вышел на первое место в мире по добыче природного газа - 587 миллиардов кубометров в год. К этому времени было закончено сооружение газопровода Уренгой – Ужгород. Во Франции состоялась церемония открытия трансконтинентального газопровода Западная Сибирь - Западная Европа протяженностью свыше 20 тысяч километров. По нему экспорт тюменского голубого топлива осуществлялся в Германию, Францию, Италию, Голландию, Бельгию и ряд других стран.

К началу 1980-х годов на территории Тюменского Севера сложилось несколько десятков городов и крупных поселков, в которых быстрыми темпами строилось благоустроенное жилье и формировалась полноценная социальная инфраструктура. Состав их населения был достаточно пестрым. В основном это были молодые профильные специалисты и строители, приехавшие из разных уголков Советского Союза. Значительное число приезжих составляли специалисты из ряда других районов страны, в которых ранее уже велась промышленная добыча нефти и газа (Азербайджан, Башкирия, отдельные районы Поволжья и Урала и др.). Среди них был также большой процент выходцев из Украины, Белоруссии и ряда южных районов Западной Сибири. Многих из них привлекала возможность быстрого карьерного роста и высоких заработков на нефтегазодобывающих предприятиях. Можно сказать, что к тому времени жители молодых городов и поселков Тюменского Севера все чаще стали отождествлять себя не только с приехавшими сюда на время участниками индустриального освоения, но и полноправными жителями этих мест. Данные тенденции можно рассматривать как своеобразный индикатор формирования нового регионального сообщества индустриального типа. К его главным особенностям можно отнести то, что в отличие от прежних этапов промышленного развития Урала и Сибири, “новое освоение” Тюменского севера изначально осуществлялось проектными методами. Благодаря им вначале была создана организационная матрица производственного комплекса, которую уже потом начали заполнять приезжавшие из разных районов страны люди, со временем ставшие основой населения нового индустриального региона [Ганопольский, 1998].

Можно было предположить, что столь масштабный процесс обживания осваиваемых территорий должен был способствовать дальнейшему росту интенсификации добычи сосредоточенного здесь колоссального объема залежей полезных ископаемых. Однако именно этот период, благодаря ряду внутренних и внешних факторов, во многом стал началом системного кризиса Западно-Сибирского нефтегазодобывающего комплекса. Так, начиная с 1982 года, на ряде предприятий отмечалось невыполнение поставленных планов добычи нефти. Во многом это было связано с истощением отдельных, лежавших у поверхности запасов, быстрым устареванием материально-технической базы и недостаточным качеством и количеством научно-практических методик, применение которых позволило бы добиться более рациональной эксплуатации месторождений. Падение мировых цен на нефть во второй половине 1980-х годов и начавшийся в годы Перестройки кризис всего промышленного комплекса Советского Союза еще более усугубили ряд наметившихся негативных тенденций в развитии нефтегазодобывающей промышленности на Тюменском Севере и обслуживающих ее поселенческих структурах.

К концу 1980-х годов, благодаря появлению в советском обществе возможностей гласно обсуждать многие, находившееся ранее под идеологическим запретом злободневные темы, начался период острых дискуссий, затрагивающих целый комплекс возникших социальных, культурных, экономических и экологических проблем, остро проявивших себя в экстремальных условиях Тюменского Севера. Если ранее главным лозунгом индустриального освоения его территории была добыча нефти и газа любой ценой , для достижения которой зачастую использовались необдуманные, а в некоторых случаях в буквальном смысле варварские методы, то теперь наступил период общественного осмысления круга набиравших все большую актуальность проблем, сопутствовавших его процессу.

Первый из них был связан с необходимостью модернизации нефтегазодобывающего комплекса путем внедрения в его работу ряда современных наукоемких технологий, призванных обеспечить более эффективную отдачу нефти и газа, расположенных в участках, для разработки которых имевшаяся в наличии техника оказывалась малоэффективной.

Второй круг проблем был связан с рядом трудностей и противоречий в развитии социальной сферы поселений, обслуживавших нефтегазодобывающее производство. Они были вызваны стремительным ростом их постоянного населения. Несмотря на принимавшиеся меры по благоустройству молодых городов и поселков нефтяников и газовиков, многие живущие в них семьи испытывали недостатки тех или иных бытовых и социальных благ, что в отдельных случаях вело к высокой текучести кадров, росту социальной напряженности.

Интенсивное освоение нефтегазоносных месторождений породило колоссальные по своим масштабам экологические проблемы. В результате многочисленных аварий трубопроводов, утечек нефти и вредоносных выбросов в атмосферу была нарушена или уничтожена жизнь флоры и фауны на обширных по своей территории районах. Десятки рек и озер стали мертвыми благодаря необдуманной деятельности нефтегазодобывающих ведомств. Тысячи километров восстанавливаемых долгие годы почвенных покровов тундры были нарушены гусеницами вездеходов.

Экологическая проблема оказалась тесным образом связанной с проблемой коренных народов Севера. Разрушение их столетия существовавшего традиционного жизненного уклада, основанного на гармоничных формах взаимодействия с окружающей природной средой, насильственное изъятие их детей из традиционной среды обитания для обучения в школах-интернатах, столкновение с обладающими недостаточным уровнем культуры приезжими рабочими и строителями, способствовали быстрой деградации коренного населения, развитию среди его представителей алкоголизма.

В конце 1980-х годов большинство этих проблем стали предметом напряженных общественных дискуссий. Среди них знаменательным событием стали организованные в 1987 и 1988 годах Лабораторией прикладной этики Тюменского индустриального института (ныне - Нефтегазового университета) Самотлорские практикумы - конференции, построенные по принципу деловых игр, которые объединили представителей власти, общественности и науки для совместной разработки сценариев преодоления кризисных тенденций в социальной жизни Тюменского Севера.

В среде национальной интеллигенции коренных народов Севера начали появляться представители, активно занимающиеся общественной деятельностью, направленной на спасение их быстро разрушающихся традиционных форм культуры и природопользования. К ним можно отнести писателей Еремея Айпина, Ювана Шесталова, Юрия Вэллу, Анну Неркаги.

В 1985 году в Тюмени был создан Институт проблем освоения Севера Сибирского отделения Академии наук СССР. В 1990 году он вошел в состав открывшегося Тюменского научного центра СО АН, в котором были также организованы Институт криосферы Земли, Западно-Сибирский филиал Института геологии, нефти и газа и ряд других научно-исследовательских структур. На Тюменский научный центр возлагалась задача осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение комплекса актуальных проблем освоения западносибирской нефтегазоносной провинции. К сожалению, социально-экономическая нестабильность, и последовавшее за ней резкое сокращение финансирование научных исследований в начале 1990-х годов не дали в то время возможности реализовать в полной мере разработанные ранее планы по созданию в Тюмени крупного академического центра, деятельность которого могла бы охватить большинство специфических проблем региона нового освоения [Наука Тюмени на рубеже веков.., 1999].

К этому времени наметилась тенденция к оттоку населения из ряда северных городов. В лишенной стабильности обстановке, с неопределенными перспективами на будущее многие жившие в них люди начали ощущать себя заложниками процесса освоения, непосредственными участниками которого они в недавнем прошлом являлись.

Несмотря на перечисленные выше кризисные тенденции, во второй половине 1990-х годов социальная и экономическая ситуация на территории Тюменского Севера стала меняться к лучшему, и, в скором времени, он занял место в числе наиболее стабильных регионов постсоветской России.

Заметную роль в последующих особенностях социально-экономического развития Тюменского Севера сыграло подписание в 1992 году Федеративного договора, по которому Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа стали полноправными субъектами Российской Федерации. В них были сформированы собственные органы власти и свой бюджет. Результаты подобного административно-территориального дробления нефтегазодобывающего региона имели неоднозначные последствия. С одной стороны они послужили стимулом к дальнейшему активному обустройству районов нового освоения , воплощению на их территории новых общественных инициатив в производственной и социальной сфере. С другой стороны, данные изменения способствовали обострению ряда проблем, связанных с политической и экономической дезинтеграцией региона, долгое время обладавшего единым административно-производственным комплексом. Так, к началу 1990-х годов Тюменскую область можно было рассматривать как во многих отношения самодостаточный регион, большинство районов которого по своей социально-экономической специфике органично дополняли друг друга. В истории освоения Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции город Тюмень играл роль крупнейшего транспортного узла, образовательного и научно-производственного центра, во многом ориентированного на комплексное обслуживание ее нужд. Окружавшие Тюмень, преимущественно аграрные районы юга области, обладали значительным потенциалом для снабжения Тюменского Севера продовольствием и сельхозпродукций, а также человеческими ресурсами, востребованными в вахтовых и постоянных работах на нефтегазодобывающих объектах.

Несовпадение корпоративных интересов сложившихся ко второй половине 1990-х годов политических и экономических элит трех субъектов федерации, образующих сложноорганизованный регион - Тюменскую область, во многих случаях препятствовали эффективной реализации сложившегося внутри него в 1960-80-е гг. потенциала административных и экономических взаимодействий. Однако со временем между Тюменью и автономными округами начали вновь набирать силу программы сотрудничества, направленные на совместное решение актуальных экономических и социальных проблем.

Еще одной характерной чертой Тюменского Севера в постсоветский период стало активное участие в его освоении частных нефтегазодобывающих компаний.

В 1989 году Министерство газовой промышленности СССР было преобразовано в Государственный газовый концерн Газпром . В 1992 году он стал акционерным обществом. Сегодня ОАО «Газпром» является крупнейшей газовой компанией в мире, осуществляющей геологоразведку, добычу, транспортировку, хранение, переработку и реализацию газа. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома .

В 1990-х годов возник ряд крупных нефтяных компаний с участием частного капитала, осуществляющих разработку месторождений на территории Тюменского Севера, таких как: Сургутнефтегаз , Лукойл , Славнефть , Юкос , Сибнефть , Тюменская нефтяная компания и др.

Социальные и экологические проблемы, получившие значительный резонанс в конце 1980-х - начале 1990-х не остались без ответа, найдя свой отклик в административной и законодательной сфере. На территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов были созданы органы экологического контроля, осуществляющие мониторинг состояния окружающей среды и регулирующие предельно допустимые нормы ее загрязнения нефтегазодобывающими предприятиями. На территории округов был принят ряд законодательных положений, защищающий права коренных народов Севера, предоставляющих им возможность заниматься традиционными для них видами хозяйствования на родовых угодьях и других охраняемых территориях.

Рубеж ХХ и XXI столетий ознаменовался воплощением в жизнь на Тюменском Севере ряда крупномасштабных социальных проектов, доказывающих, что его территорию можно рассматривать не только как ресурсную периферию, но и как регион, в котором все более активно начинают формироваться постиндустриальные черты развития. Так, в городе Ханты-Мансийске, на доходы, полученные от нефтегазодобывающей отрасли, за короткий отрезок времени был осуществлен ряд крупномасштабных инвестиционных проектов в сфере социального развития столицы округа. В городе с численностью населения около 50 тысяч человек был построен один из лучших в мире центров для проведения соревнований по биатлону, ряд соответствующих мировым стандартам комфорта гостиниц, открыты Югорский университет и Институт информационных технологий, создан ряд учреждений культуры, по своей материально-технической базе относящихся к наиболее оснащенным в масштабах всей России. В Ханты-Мансийске было организовано несколько международных кинофестивалей и других масштабных акций, направленных на развитие в округе событийного туризма.

Перспективы подобных начинаний вызывают сегодня неоднозначные оценки. С одной стороны высокие экономические возможности нефтегазодобывающих регионов открывают возможности для воплощения в жизнь на их территории многих серьезных проектов, направленных на улучшение качества жизни их населения и формирование новых, неиндустриальных отраслей экономики, к примеру, таких как информационные технологии, коммерческие научно-образовательные услуги или туризм. Однако не следует забывать и ряд факторов, которые существенно ограничивают возможность выхода этих направлений в лидирующие отрасли экономики северных округов, по крайней мере, в обозримом будущем. Развитие постиндустриального сектора экономики подразумевает под собой формирование сообщества представителей так называемого knowledge-класса, состоящего из высококвалифицированных специалистов в сфере различных отраслей высоких технологий. Сегодня проблема недостатка подобных кадров в таких динамично развивающихся городах Тюменского Севера, как Ханты-Мансийск или Сургут решается приглашением необходимых специалистов из других городов, привлечением услуг хорошо зарекомендовавших себя столичных или зарубежных компаний. Однако подобный подход не в состоянии решить проблемы формирования здесь собственных устойчивых научно-технологических сообществ и школ с высоким инновационным потенциалом, естественный процесс становления которых, как правило, занимает продолжительное время.

Говоря о проблемах, препятствующих развитию массовых видов туризма, следует отметить их дороговизну, связанную с недостаточной транспортной доступностью и значительной удаленностью от Центральной России многих городов и районов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Об этом свидетельствует тот факт, что единственным надежным видом связи их столиц - Ханты-Мансийска и Салехарда с внешним миром продолжает оставаться авиационный транспорт.

В качестве одной из перспектив развития экономики Тюменского Севера в последнее время нередко рассматривается создание на его территории предприятий по переработки нефтяного и газового сырья, а также древесины. Недостатком развития данной отрасли является то, что строительство и эксплуатация подобных предприятий в северных условиях будет значительно дороже, чем в более южных и густонаселенных районах, что в свою очередь негативно скажется на конкурентоспособности их продукции.

Безусловно, в обозримом будущем территория Тюменского Севера будет продолжать оставаться богатейшей кладовой энергетических ресурсов страны.

Общая площадь Ханты-Мансийского автономного округа составляет 534,8 тысяч квадратных километров. На ней проживает около 1 480 тысяч человек. Объем нефти, извлекаемой из недр Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, составляет 57% всей нефти, добываемой в Российской Федерации и 7,2% мировой добычи. Округ занимает второе место по объему налогов, поступающих в федеральный бюджет [http://www.admhmao.ru].

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа, которая составляет 750,3 тысяч квадратных километров, проживают немногим более 515 тысяч человек, то есть, 0,7 человек на один квадратный километр. При этом автономный округ занимает третье место в России по объему налогов, поступающих в федеральный бюджет.

На Ямале добывается около 90% всего природного газа страны (почти четверть от объема мировой добычи) и около 15% российской нефти и газоконденсата. В общей сложности округ производит около половины первичных энергетических ресурсов России. При этом гигантская часть природных запасов региона еще только ждет промышленного освоения.

Одним из глобальных долгосрочных проектов является освоение газовых запасов полуострова и шельфа Карского моря. Здесь открыто 11 газоносных и 15 нефтегазоконденсатных месторождений. Потенциальные ресурсы с учетом газа на шельфе оцениваются в более чем 50 триллионов кубометров, жидких углеводородов - более 5 миллиардов тонн.

Еще одно крупнейшее начинание - создание на территории Полярного Урала нового центра горнорудной промышленности, обеспечивающего сырьем металлургию соседних регионов. Уже сегодня на Полярном Урале ведется разработка богатейших месторождений хрома, марганца, бокситов, золота [http://adm.yanao.ru].

Помимо полезных ископаемых территория Тюменского Севера обладает еще одним уникальным богатством. Это обширные территории, на которых осуществляются традиционные для северян формы хозяйствования. Их дальнейшее сохранение и развитие могут играть в жизни региона важное культурное и экономическое значение. При целенаправленной государственной поддержке они могут выступать не только в качестве одного из решающих факторов сохранения традиционной культуры коренных народов Севера, но и способствовать развитию специфичных для Севера форм аграрно-промысловой экономики. Так, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа сегодня выпасается самое большое в мире поголовье северного оленя - около 600 тысяч голов, в Обском бассейне добывается треть мировых запасов ценных сиговых пород рыбы. Десятая часть всей площади округа - около 8 миллионов гектаров - является особо охраняемой природной территорией. Природные богатства расположенного преимущественно в зоне тайги Ханты-Мансийского округа также во многих отношениях можно назвать уникальными. При соблюдении разумных принципов природопользования, обеспечивающих стабильное воспроизводство существующих экосистем, Тюменский Север может выступать в качестве крупного поставщика ценных сортов рыбы и диетической по своим качествам оленины.

Наиболее разветвленная система расселения на Тюменском Севере сложилась в районе Среднего Приобья, где за короткое время выросли такие крупнейшие города региона, как Сургут и Нижневартовск. С конца 1960-х годов от Тюмени в сторону ряда крупных городов Тюменского Севера начала прокладываться меридиональная трасса, включающая железную дорогу и автомагистраль. В настоящее время она действует по направлению: Тюмень - Тобольск - Сургут - Новый Уренгой. От Нового Уренгоя до Ямбурга проложены железнодорожная ветка и автодорога, доставляющая вахтовые бригады и грузы к этому крупному заполярному месторождению. В городе Лабытнанги заканчивается железнодорожная ветка, проходящая через Воркуту в сторону Москвы. Через город Нягань и некоторые другие населенные пункты, расположенные на западе Ханты-Мансийского автономного округа проходит железнодорожная магистраль, идущая от Екатеринбурга до поселка Приобье. В целом, говоря о проблемах развитии транспортной сети на территории Тюменского Севера, следует отметить недостаток широтных магистралей, которые связали бы между собой его наиболее крупные города и обеспечили их выход к ряду важных транзитных маршрутов. На территории Ханты-Мансийского автономного округа работы по решению этой задачи ведутся весьма активно. Округ принимает активное участие в формировании Северного транспортного коридора, который бы соединил его с автомагистралями, проходящими через северные районы граничащих с ним Свердловской и Томской областей. К настоящему времени уже практически завершено строительство сети дорог, связавшей восточные и западные границы Югры.

В начале XXI века эффективность стратегии дальнейшего освоения природных богатств Тюменского Севера все более зависит от ее интеграции со многими фундаментальными и прикладными отраслями науки. В ближайшей перспективе залегающие у поверхности Земли месторождения нефти и газа будут истощаться, и вместо них возникнет необходимость извлечение залежей полезных ископаемых из новых, все более труднодоступных мест. Эта тенденция, а также необходимость более эффективной и бережной добычи нефти и газа ставит перед наукой задачи разработки методик добычи полезных ископаемых в экстремальных природно-климатических условиях, поиска путей к повышению нефтеотдачи и рационализации недропользования, решению проблем долговечности и безопасности инженерных сооружений, эксплуатируемых в условиях вечной мерзлоты. Большую актуальность продолжает иметь развитие исследований в сфере экологии, социальных и культурных проблем, специфичных для региона нового освоения .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности Новосибирска:

News image

Вокзал железнодорожной станции «Новосибирск-Главный»

Крупнейший в Сибири и один из крупнейших в стране железнодорожных вокзалов, являющийся сегодня архитектурной достопримечательностью города. Новос...

News image

Музей Н.К. Рериха

Музей Н.К. Рериха в Новосибирске — музей, посвящённый семье великого русского художника-гуманиста, учёного Николая Константиновича Рериха. Посетител...

News image

Стоквартирный дом

Стокварти рный дом — восьмиэтажное жилое здание, расположенное в Новосибирске, по адресу: Красный проспект, 16 (Площадь Свердлова),  памятник архите...

Карта региона:

News image

Природные зоны Сибири

На всей протяженности Средней Сибири выделяют 3 зоны: тундра, лесотундра и тайга. Наиболее полно представлена тайга, занимающая 70% площади. В преде...

News image

Особенности народов Сибири

Кроме антропологических и языковых особенностей, народы Сибири обладают целым рядом специфических, традиционно устойчивых культурно-хозяйственных пр...

News image

Омская и Томская области

В Омской области можно проехать по Тарскому тракту, по которому когда-то были провезены декабристы в 1826, а некоторые из них отбывали в Таре ссылку...

News image

Красноярский край

Экскурсия по г. Красноярску (Красноярский край) – с его церквями и особняками – даст представление о жизни города. В городе сохранились памятники си...