Главная - Новосибирск - Архитектура 1920-1930 гг. в Новосибирске


Архитектура 1920-1930 гг. в Новосибирске
Сибирь - Новосибирск

архитектура 1920-1930 гг. в новосибирске

Возникновение в 20-е годы архитектуры нового типа стало интернациональным явлением. Строительство зданий нового стиля захватило города не только Западной Европы, США, но и далекой Сибири в СССР. Такое мощное и тотальное продвижение новых идей в архитектуре не было случайным, оно подготавливалось всей предшествующей европейской историей XVIII-XIX вв. Естественнонаучный подход и рационализм, рожденные эпохой Нового времени, стали основой инженерного отношения к миру, веры в безграничный прогресс и переустройство жизни на разумных началах.

Не умаляя всех достижений современного движения на Западе, можно предположить, что мощные проходы в теоретических обоснованиях стиля и наиболее чистое его выражение были реализованы в 20-е годы в послереволюционном СССР, поскольку именно здесь политическое осуществление государства стало логическим продолжением идей и принципов рационального инженерного отношения к действительности. Рационалистическое мироощущение архитекторов, как детей инженерной эпохи, усиленное в СССР государственной идеологией переделывания действительности и строительства Нового мира , стало той почвой, на которой бурно проросли новые формообразующие идеи. Рациональность и следование методу, ставшие профессиональными ценностями, находили воплощение как в разработке чисто формальных, визуальных, композиционных приемов и попытках выразить в архитектуре зданий функциональные и технологические процессы, так и в социальных экспериментах по переустройству быта на коллективных началах.

Краткий по времени, но мощный по своим воплощенным результатам, период экспансии идей современного движения имел свое продолжение в молодом городе Новосибирске, возникшем в 1893 году на новой Транссибирской железнодорожной магистрали из поселка строителей железнодорожного моста через р. Обь, и только в 1904 году получившем статус города. Новая архитектура вторглась именно в то время, когда начали формироваться его столичные функции, как центра вновь образованного в 1925 году Сибирского края, объединившего 5 бывших губерний дореволюционной России.

Все это обусловило уникальную концентрацию объектов архитектуры современного движения на территории исторического центра Новосибирска, несмотря на то, что уже в 1930-е годы поиски и эксперименты были свернуты официальным руководством страны. Правительство стремилось взять под тотальный контроль не только экономическую и социальную, но и культурную сферу, включая искусство и архитектуру. Провозглашаемое властями превосходство социалистического пути развития, жесткое идеологическое противопоставление его западной культуре, введение профессиональной цензуры и официальное санкционирование воспроизводства упрощенных классических образцов привели к изоляции советской, и вместе с ней, новосибирской архитектуры от мирового процесса. Но именно такое стечение обстоятельств, скоротечность и вместе с тем сила потока современного движения захватившего Новосибирск, обусловили неповторимость и уникальность архитектурного облика города.

Чисто конструктивистские принципы и приемы новой архитектуры проявились на сибирской почве значительно позже, чем в Западной Европе, Москве и Ленинграде. Но их внедрение было подготовлено в 1926-1927 годах работами лидера местной архитектурной школы А.Д. Крячкова в стилях неоклассицизма и рационалистического модерна. Эти направления в архитектуре, предполагавшие формирование рациональной красоты на основе определенных правил и предписаний, уже в своей сути базировались на рациональном отношении к действительности. Построенные А.Д. Крячковым в этот период здания Государственных учреждений Сибири (Сибирское подворье), Сибревкома, Текстильсиндиката и Сибкрайсоюза как талантливая провинциальная реплика в ответ на освоение новых для того времени каркасных железобетонных конструкций остались в архитектуре Новосибирска как подступы к формам конструктивизма.

Вместе с тем, идеи современного движения в условиях нового сибирского центра, трансформировались и воплощались в различных формах. Вновь формируемые столичные функции Новосибирска создавали условия для реализации здесь идей функционального подхода. Наиболее выразительными примерами являются Деловой дом (арх. Д.Ф. Фридман, 1926-1928гг), здание Госэлектросиндиката (1928-1929гг), Промбанк (инж.-арх. А.Швидковский арх.-худ. Г.П. Гольц, 1926-1927гг), Управление железной дороги (1930г.), Госбанк (арх. А.Д. Крячков, 1930г), Крайисполком (арх.А.Д.Крячков,С.П.Тургенев, Б.А. Гордеев, 1931-1933гг), Здание Управления Западно-Сибирской железной дороги (арх. А.Н. Ширяев, Венгеров, 1935г.). Новые виды общественно-культурной деятельности, возникшие в постреволюционных условиях, воплотились в зданиях клубов нового типа. К ним можно отнести Дворец труда (арх. Т.Я. Бардт, И.С. Алексеев, инж. С.А. Шестов, 1926г.), Клуб совторгслужащих, один из первых рабочих клубов (инж. И.А. Бурлаков, 1928г), Клуб мылзавода (1932г), Здание спортивного клуба Динамо (арх. Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев, инж Н.В. Никитин, 1933 г), Здание первого в г.Новосибирске Аэроклуба (1934г).

Другими направлениями современного движения , реализованными в Новосибирске и связанными с постреволюционным переустройством жизни, являются попытки организации быта на общественных началах, а также решения жилищной проблемы, образно говоря, как продолжения производственного процесса в еще одном цехе – жилищном. К первому направлению можно отнести построенный по ул. Революции в 1930-е годы дом-коммуну, представляющий два 4-х этажных здания, объединенных по 2-му этажу переходами 2-этажным блоком обслуживания. Ко второму – многочисленные комплексы и отдельные жилые дома: четырехэтажное здание ЖАКТ Пятилетка (1930-е гг.), комплекс комбината Динамо , включающий гостиницу Сибирь и жилой дом (арх. Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев инж. Н,В. Никитин, 1930-е гг.), жилой комплекс кооператива Кузбассуголь , состоящий из шести 4-5 – этажных зданий и 3-х этажной школы (арх. Б.А.Гордеев, Д.М. Агеев, Б.А. Биткин, 1931-1934 гг.), комплекс жилых домов кооператива Печатник – три 4-5-тиэтажных здания (арх. В.А. Коршунов, 1928-1930гг.), жилой 100-квартирный комплекс в районе Железнодорожного вокзала, включающий четыре 4-хэтажных жилых дома (арх. Б.А. Гордеев, С.П.Тургенев, 1928-1933гг).

Представляют значительный интерес и стилистические поиски чистых форм, визуальных и композиционных приемов. В этом направлении много сделали для Новосибирска москвичи, выполнявшие проекты в 1925-1927 гг. – инженер-архитектор А. Швидковский, архитектор-художник Г.П. Гольц, архитектор, профессор Д.Ф. Фридман, инженер Госстроя С.А. Шестов, архитектор П. Щекин. Заметный след в поисках форм новой архитектуры оставила творческая группа под руководством приглашенного для работы в Новосибирск Бориса Гордеева, в которую входили С.П.Тургенев, Н.В. Никитин, Д.М. Агеев, Б.А. Биткин. Ими построено в Новосибирске свыше 20 объектов в стиле конструктивизма, в том числе жилые комплексы Крайснабсбыта (Дом с часами), комбината Динамо , кооператива Кузбассуголь , общества Политкаторжанин , 100-квартирный комплекс в районе железнодорожного вокзала, Дом-комбинат МВД, жилой дом кооператива Союззолото , а также спорткомплекс Динамо .

Сумевший самоопределиться в новом направлении А.Д.Крячков проектирует и строит в 1930 году на центральной площади здание Государственного банка, ставшего вершиной его личной творческой деятельности и одним из лучших зданий города. Совместно с Б.А. Гордеевым, С.П. Тургеневым и Н.В. Никитиным А.Д. Крячков осуществляет также проектирование и строительство монументального здания Крайисполкома, которое воспринимается сейчас прекрасным образцом архитектуры конструктивизма.

В настоящее время в Новосибирске существует большое число зданий, которые были запроектированы в стиле конструктивизма, но в процессе строительства, начиная со второй половины 1930-х годов, получали иное стилистическое оформление. Наиболее значительные из них – Театр Оперы и Балета (арх.А.З. Гринберг, Т.Я . Бардт, А.В.Щусев, В.С. Биркенберг, Б.А. Гордеев; 1931-1945гг) и Железнодорожный вокзал Новосибирск-Главный , одно из крупнейших в стране зданий вокзалов (арх.: Н.Г. Волошинов, Б.А. Гордеев, Б.А. Биткин, С.П. Тургенев и др., 1939г.).

Короткий, но плодотворный период развития новосибирской архитектуры сформировал мощный пласт городской среды, в значительной мере определяющий образ и облик современного центра г. Новосибирска. К настоящему времени уже выявлено и поставлено на учет в государственном органе охраны памятников свыше 80 объектов современного движения , которые требуют тщательного изучения и сохранения как заметная часть мирового архитектурного наследия.

Это уникальное наследие одной из ветвей современного движения , воплощенное в архитектуре нового центра постреволюционной Сибири, должно быть осознано не только как богатство и ресурс развития конкретного города Новосибирска, но и как достояние породившей его европейской культуры, тщательно изучено и сохранено.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности Новосибирска:

News image

Интересные природные, исторические и современные места Новосибирской области

Основная сибирская автомагистраль – трасса М-51 «Байкал» приводит из Омской области в Новосибирскую, проходя до районного центра посёлка Чаны практи...

News image

Новосибирское водохранилище

Новосиби рское водохрани лище («О бское[~ 1] море»[1][2][3]) — искусственное водохранилище на реке Обь возле города Новосибирск, возникшее после воз...

News image

Затулинский жилмассив

Затулинский жилмассив (часто именуется Затулинка) — жилмассив на юге Кировского района города Новосибирска.[1] Участок ограничен с Севера улицей Пет...

Карта региона:

News image

Ангарск

Анга рск — город в Иркутской области России, административный центр Ангарского района. Ангарское муниципальное образование расположено в юго-западно...

News image

Горы Байкала

Байкальские горы, окружающие долину и озеро Байкал, состоят из нескольких горных цепей. Горы, лежащие на западной стороне озера Байкал, носят назван...

News image

Дальний Восток

Да льний Восто к — самый удалённый от Москвы на восток регион России, представляющий Дальневосточный федеральный округ Российской Федерации. Географ...

News image

Типологические черты художественной культуры Сибири

Культура Сибири, являясь вариантом российской культуры, вполне органично вписывается в систему взглядов евразийства. На сегодняшний день как целостн...