Главная - Люди Сибири - Потапов, Леонид Павлович


Потапов, Леонид Павлович
Сибирь - Люди Сибири

потапов, леонид павлович

Леони д Па влович Пота пов (6 июля 1905 — 9 октября 2000) — советский этнограф, доктор исторических наук, профессор, лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР, «заслуженный деятель науки РФ», «заслуженный деятель науки Тувинской АССР». Крупнейший исследователь истории и культуры алтайцев, шорцев, хакасов, тувинцев и некоторых других народов Южной Сибири. Награждён орденами и медалями.

Детство, отрочество, юность

Родился Леонид Павлович в городе Барнауле Алтайского края 6 июля 1905 года. Там же получил среднее образование. С юношеских лет он проявил интерес к этнографии родного края, совершая поездки с целью изучения культуры алтайцев под руководством известного алтаеведа А. В. Анохина.

В 1928 году окончил географический факультет по специальности «этнография» Ленинградского Государственного университета. Он получил блестящее образование. Деканом факультета тогда был Л. Я. Штернберг, который помимо административных обязанностей вел ряд курсов по этнографии. В. Г. Богораз увлекательно читал по этнографии палеоазиатских народов и истории религии, привлекавшие помимо студентов огромное число слушателей. Славянский цикл обеспечивал Д. К. Зеленин. Антропологию преподавали С. И. Руденко и Р. П. Митусова. Свою преподавательскую деятельность начинали И. Н. Винников, С. В. Иванов, Я. П. Кошкин. По языкам тюркских народов студентов готовили известные тюркологи: будущие академик А. Н. Самойлович и член-корреспондент АН СССР С. Е. Малов.

Свои первые научные шаги Л. П. Потапов, будучи студентом, начинал делать под руководством В. Г. Богораза и Л. Я. Штернберга. Именно с этого времени он ведет активную самостоятельную научную и экспедиционную деятельность по изучению тюркоязычных народов Саяно-Алтая. В 1925 г. по поручению Географического общества он едет для сбора этнографического материала на Алтай. На следующий год В. Г. Богораз снова командирует его на Алтай в составе возглавляемой им этнографической экскурсионной комиссии ЛГУ. В 1927 г. Л. Я. Штернберг включает Л. П. Потапова научным сотрудником в Алтайскую экспедицию Комиссии по изучению племенного состава населения СССР. А зимой того же года Л. П. Потапов отправился в Горную Шорию и провел весь период зимнего промысла с охотниками-шорцами, вел этнографические записи, участвовал в ритуалах и обрядах. Собранный им материал пополнялся в процессе других специальных поездок к шорцам (1927—1934 гг.), что позволило исследователю помимо отдельных статей создать одну из первых своих фундаментальных работ «Очерки по истории Шории», М.-Л., 1931).

Научная деятельность. Довоенный и военный периоды

После окончания университета Потапов был направлен в распоряжение Наркомпроса Узбекской ССР. Здесь он назначается заведующим отделом научных учреждений Главнауки Наркомпроса. Затем работает в узбекском научно-исследовательском институте в должности старшего научного сотрудника. Под его руководством организовывались этнографические экспедиции в различные районы Узбекистана.

В 1930 году Л. П. Потапов поступил в аспирантуру Академии наук СССР.

Окончив аспирантуру он заведует отделом Сибири и этнографической частью Государственного музея этнографии народов СССР, где ещё в годы пребывания в аспирантуре состоял научным сотрудником. Одновременно ведет исследовательскую работу в Институте истории материальной культуры АН СССР, занимая должность старшего научного сотрудника.

В 1939 году Ученый Совет Ленинградского Государственного университета присудил Л. П. Потапову ученую степень кандидата исторических наук по представленной для защиты монографии «Пережитки первобытнообщинного строя народов Алтая». К этому времени им было опубликовано около 30 названий работ, в том числе ряд монографических исследований.

С начала Великой отечественной войны Л. П. Потапов участвует вместе с другими ленинградцами в мероприятиях по обороне города, в условиях блокады продолжает научную работу, проводит подготовку к эвакуации музейных ценностей. Лишь в 1942 году он покидает Ленинград и выезжает в Новосибирск, где было организовано хранение эвакуированных коллекций Музея.

С 1943 года творческая деятельность Л. П. Потапова тесно связана с Институтом этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. С 1943—1946 годы является докторантом института. За труд «Алтайцы» ему присуждена ученая степень доктора исторических наук, затем звание профессора.

Научная деятельность. Послевоенный период

После защиты докторской диссертации Л. П. Потапова оставляют в Институте этнографии в должности научного сотрудника сектора Сибири, а в 1947 году его назначают заведующим того же сектора. С 1948 года, занимая должность заместителя директора Института этнографии, он возглавляет Ленинградскую часть этого института, одновременно руководит работой Музея антропологии и этнографии АН СССР и сектора Сибири.

Наиболее широко и всесторонне развернулась научная деятельность Л. П. Потапова в послевоенные годы. В 1946 году он по просьбе Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории возглавил Хакасскую этнографическую экспедицию. Потапов особое внимание обращал на вопросы социально-экономических отношений хакасов, присоединение Хакасии к России, развитие экономики и культуры хакасов в свете исторических связей с русским народом, происхождение и формирование хакасского этноса.

Особое внимание во всех работах Л. П. Потапова занимают религиозные верования нерусского населения Южной Сибири.

Им был поставлен вопрос о сравнительно позднем происхождении шаманизма у народов Южной Сибири, развивавшегося на основе древних местных культов природы и народных воззрений на человека.

В сфере духовной культуры Потаповым обращено особое внимание на доисламские верования народов Средней Азии.

Этногенез как сложнейшая проблема в сфере общественных наук всю жизнь занимал профессора Потапова. Он стоял на позициях комплексного подхода к многообразным этнографическим материалам в их сочетании с данными архивных, письменных и археологических источников.

В 1948 году выходит в свет капитальный труд ученого «Очерки по истории алтайцев» (Новосибирск, 1948), удостоенный Государственной премии. Он является одним из авторов многотомных «Очерков истории СССР», а также «Истории СССР», принимает участие в написании и редактировании пятитомной «Истории Сибири». Помимо этого Леонид Павлович публикует «Краткий очерк культуры и быта алтайцев» (Горно-Алтайск, 1948), «Краткие очерки истории, этнографии хакасов» (XVII—XIX вв.) (Абакан, 1952), «Происхождение и формирование хакасской народности» (Абакан, 1957), «Этнический состав и происхождение алтайцев» (Л.,1969), «Очерки народного быта тувинцев» (М.,1969).

С 1949 года Л. П. Потапов руководит большой комплексной Саяно-Алтайской экспедицией, работа которой охватила горный Алтай, Шорию, Хакасию и Туву.

С 1957 года эта экспедиция была преобразована в Тувинскую комплексную археолого-этнографическую экспедицию (см. фото), перед которой была поставлена задача, выявить и изучить археолого-этнографические материалы по проблемам этногенеза и истории тувинцев. Экспедиция вела работу с 1957 года по 1966 год включительно. Большой размах приобрели в ней археологические исследования, осуществленные начальниками археологических отрядов А. Д. Грачом, С. И. Вайнштейном и В. П. Дьяконовой. В результате работ экспедиции были опубликованы три тома «Трудов Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции», изданных под руководством и под редакцией Л. П. Потапова, ряд монографий Л. П. Потапова, А. Д. Грача, С. И. Вайнштейна, В. П. Дьяконовой. Сотрудники экспедиции приняли непосредственное участие в создании коллективной монографии «История Тувы» (т.1). «Труды» экспедиции получили высокую оценку в нашей стране и за рубежом.

В 1956 году коллектив сибиреведов Института этнографии АН СССР опубликовал капитальный обобщающий труд «Народы Сибири» (из серии «Народы Мира»). В этой объёмистой монографии главы «Алтайцы», «Хакасы», «Тувинцы» и «Шорцы» написаны Л. П. Потаповым. Им же с участием других авторов написана глава «Историко-этнографический очерк русского населения Сибири в дореволюционный период». Эта книга была переведена на английский язык в издании Чикагского университета (США).

Леонид Павлович являлся одним из редакторов и авторов коллективного труда «Историко-этнографического атласа Сибири» (изд. АН СССР. — М.-Л., 1961). Основное внимание коллектива авторов в этом исследовании обращено на материальную культуру сибирских народов. Под редакцией Потапова вышли такие фундаментальные труды, как «Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начала XX вв.» С. В. Иванова (М.-Л., 1954), его же «Орнамент народов Сибири как исторический источник» (М.-Л., 1963) и другие.

Л. П. Потапов являлся одним из ведущих специалистов музейного дела в СССР и России. Будучи заведующим отдела Сибири и заместителем директора по научной части ГМЭ народов СССР, он осуществил разработку больших содержательных экспозиций. За успешную работу в музееведении в 1941 году его имя занесено в республиканскую книгу Почета Наркомпроса РСФСР.

Вместе с другими учеными нашей страны он неоднократно представлял советскую этнографическую науку на международных конгрессах и встречах. Принимал активное участие в работе XXIII и XXV международных конгрессов востоковедов, проходивших в Лондоне (1954 г.) и в Москве (1960 г.), а также VI международного конгресса антропологов и этнографов (Париж, 1960 г.). На VII международном конгрессе антропологических и этнографических наук, состоявшемся в Москве в августе 1964 года, руководил секцией музееведения. По поручению АН СССР он часто выезжал в различные страны: в Чехословакию, Англию и Мексику.

Л. П. Потаповым была создана научная школа по изучению народов Сибири, главным образом, конечно, Саяно-Алтаяйского региона. Им было подготовлено 34 кандидата и 14 докторов наук.

Особый вклад в развитие российской этнографической науки внесла его работа «Алтайский шаманизм» (1991 г.), основанная на богатейшем полевом материале, собранном Леонидом Павловичем в ходе его бесчисленных полевых исследований.

Премия Американского фонда по изучению шаманизма

В 1993 году Л. П. Потапов становиться лауреатом премии Американского фонда по изучению шаманизма.

39-я сессия Постоянной Международной Алтаистической Конференции, состоявшаяся 16-21 июня 1996 г. в г. Сегерде (Венгрия), единогласно присудила Л. П. Потапову премию Индианского университета за алтаистические исследования, известную как «Золотая медаль ПИАК». В телеграмме президента ПИАК, профессора Дениса Синора, направленной им в Санкт-Петербург на имя Л. П. Потапова, говорится: «Этим актом Комитет, связанный необходимостью выбора из нескольких кандидатов, хочет выразить свое восхищение Вашей жизнью, посвященной развитию алтаистических исследований. Вы, должно быть, знаете, что до Вас этой чести были удостоены следующие русские ученые: Н. Н. Поппе (1970), В. И. Цинциус (1972), А. Н. Кононов (1976), Н. А. Баскаков (1980), А. М. Щербак (1992). <…> От имени ПИАК и от меня лично примите сердечные пожелания Вам личного благополучия, счастья и дальнейших выдающихся успехов в Вашей исследовательской работе».

Последняя книга

Последней книгой выдающегося тюрколога Л. П. Потапова стала работа «Охотничий промысел алтайцев» (Отражение древнетюркской культуры в традиционном охотничьем промысле алтайцев) (СПб, 2001), которую ученому уже было не суждено увидеть…

Смерть и место погребения

9 октября 2000 г. на даче, в пос. Комарово под Петербургом после тяжелой болезни на 96 году жизни профессор Л. П. Потапов ушёл из жизни. В храме Иконы Казанской Божией Матери (г. Зеленогорск) был совершен чин отпевания. Похоронили Леонида Павловича на кладбище в Комарово, рядом с супругой Эдит Густавовной Гафферберг (1906—1971).

Библиография работ Л. П. Потапова

1924

На камланьи (дорожные заметки) // Алтайский кооператор, 1924. — № 15. — С.36-37. Переизд. в сборнике: Шаманизм и ранние религиозные представления / Сб.статей. — М., 1995 — С.23-24. (full text)

1928

Как живут народы Северного края. — М.-Л., 1928 (соавтор Л. С. Савельев)

Пережитки культа медведя у алтайских тюрков. // Этнограф-исследователь. — 1928. — № 2-3. — С. 15-28.

1929

Абыл и озуп — хозяйственные орудия шорцев Кузнецкой тайги (из области первобытной культуры турецких племен). // Культура и письменность Востока. — Баку, 1929. — Кн. III. — С. 103—123. (соавтор Н. П. Дыренкова)

Охотничьи поверья и обряды у алтайских турков. // Культура и письменность Востока. — Баку, 1929.— Кн. 5. — С.123-149.

1930

Материалы по семейно-родовому строю узбеков-кунград // Научная мысль. — Ташкент, 1930. № 1. — С.37—52.

1932

Исторический путь Ойротии. // СЭ. — 1932 - № 5-6. — С.55-87 (full text)

Поездка в колхозы Чемальского аймака Ойротской автономной области. — Л.: Издательство АН СССР, 1932. — 48 с.

Саяно-Алтайская выставка (Ленинград) // СЭ. — 1932. — № 3 — С. 93—96.

Этнографическая поездка в алтайские национальные колхозы. // Вестник АН СССР. — 1932. — № 1. — С. 34—35.

1933

Зайсаны, баи и крестьянство у ойротов до Октября // Сибирские огни. — 1933. — № 9—10. С.203—227.

Очерк истории Ойротии. Алтайцы в период русской колонизации. — Новосибирск: ОГИЗ, 1933. — 202 с (full text) (Рец.: Токарев С. А. // СЭ. — 1935. — № 4-5. — С.243 — 246.)

L’etude des peuples turks a la Section Ethnographique de musee Russe de Leningrad // Les Nouwelles Sowietiques. Moscou, 1933. N 6. P.42—44

1934

Классовые взаимоотношения у алтайцев до Октября // Борьба классов. 1934. № 4. С.50—60.

Лук и стрела в шаманстве у алтайцев // СЭ. — 1934. — № 3. — С. 64-76.

Die Herstellung der Šamanentrommel bei den Šor. // Mitteilungen des Seminars für Orientalische Sprachen zu Berlin Jg. XXXVII. Abt. I Ostasiatische Studien (далее — MSOS). — Berlin, 1934. — S. 53—73. (в соавторстве с K. Menges).

Materialien zur Volkskunde der Türkvölker des Altaj.// MSOS. Jg. XXXVII. Abt. I Ostasiatische Studien. — Berlin, 1934 (в соавторстве с K. Menges) (Рец. Малов С. Е. // БВ. — 1937. — Вып.10 (1936). — С. 165—168.)

Volkskundliche Texte Šor Kizi // MSOS, Jg. XXXVII, Abt. I Ostasiatische Studien — S. 73— 105 (в соавторстве с K. Menges).

1935

Разложение родового строя у племен Северного Алтая: Материальное производство. — М.;Л.: ОГИЗ, 1935. — 122 с (Изв. Гос.акад.истории матер.культуры им. Н. Я. Марра. Вып.128)

Следы тотемистических представлений у алтайцев. // СЭ. — 1935. — № 4-5. — С. 134—152.

1936

Государственный музей этнографии // СЭ. — 1936. — № 2. — С. 126—129.

Очерки по истории Шории. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936. — 260 с (Труды Ин-та востоковедения. Т.15.) (full text)

Экспедиция Государственного музея этнографии. // СЭ. — 1936. — № 1. — C.158—160.

Traces de conception totemiques chez les Altaiens dans L.Moryensten: L’exposition d’aptiranien. // Revue Arts Asiatiques. 1936. Vol.10. P.199—210.

1937

Пережитки родового строя у северных алтайцев (по материалам экспедиции в Ойротию в 1936 г.). — Л.: Издательство Государственного музея этнографии, 1937. — 18 с.

1939

Кыргызы // История СССР. — Т.1. — Ч.4. — Издательство АН СССР, 1939. — C. 50. (соавтор С. В. Киселев)

Уйгурское ханство // История СССР. — Т.1. — Ч.4. — Издательство АН СССР, 1939. — C. 48. (соавтор С. В. Киселев)

Пережитки первобытно-общинного строя у народов Северного Алтая: (Тез. дис). — Л., 1939. — С. З.

1940

Общественные отношения у алтайцев // Историк-марксист. — 1940. — № 11. — С.100—115.

1942

Возрожденный народ. (Краткие очерки по истории алтайцев). — Новосибирск: ОГИЗ, 1942. — 50 с.

1946

Айны — жители Южного Сахалина и Курильских островов. // СЭ. — 1946. — № 2. — С.216—218.

Культ гор на Алтае // СЭ. — 1946. — № 2. — С. 145—160. (full text)

Религиозные и магические функции шаманских бубнов. // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. — М., 1946. — Вып. 1. — С. 41 — 45.

Этнографический обзор племен Алтая в Джунгарский период // Известия всесоюзного географического общества. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1946. — Т. 78. — №. 2. — С. 223—234.

1947

К вопросу о патриархально-феодальных отношениях у кочевников. // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. — Вып. 3. — 1947. — С. 66—70.

Обряд оживления шаманского бубна у тюркоязычных племен Алтая. // Труды Института этнографии АН СССР. — Новая серия. — Т. 1. — М.-Л., 1947. — С. 139—183. (full text)

Этнический состав сагайцев // СЭ. — 1947. — № 3. — С. 103—127.

Этнографическая поездка на юг Хакасии в 1946 г. // Записки Хакасского НИИЯЛИ. — Вып. 1. — Абакан, 1948. — Вып.1. — С.51—58.

1948

Новые сведения по этнографии камасинцев // Записки Хакасского НИИЯЛИ. — Абакан, 1948. — Вып. 1. — С.58—61.

Ранние формы феодальных отношений у кочевников // Записки Хакасского НИИЯЛИ. — Абакан, 1948. — Вып.1. — С.З—31.

Из поездки к сагайцам // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. — 1948. — Вып. 4. — С.61—68. (full text)

Краткий очерк культуры и быта алтайцев. — Горно-Алтайск: Горно-Алтайский Нациздат, 1948. — 64 с.

Опыт изучения социалистической культуры и быта алтайцев. // СЭ. — 1948. — № 1. С.107—139. (Опубликовано также на чешском языке: Narodopisny zbornik. Bratislava, 1952. Sv.10.)

Очерки по истории алтайцев. — Новосибирск: ОГИЗ, 1948. — 506 с. Государственная премия СССР.

[Рецензия] Дыренкова Н. П. Шорский фольклор. // СЭ. — 1948. — № 3. — С. 198—203

Экспозиция по славянским народам в ГМЭ // СЭ. — 1948. — № 2. — С.216—217.

1949

Бубен телеутской шаманки и его рисунки. // Сб. МАЭ. — Л., 1949. — Т. Х. — С. 191—200. (full text)

Героический эпос алтайцев. // СЭ. — 1949. — № 1. — С.110-132.

Опыт датировки шорского предания о происхождении земледелия. // Известия Всесоюзного географического общества. — 1949. — Вып. 4. — Т.81. — С. 411—414.

Новые материалы по эпосу алтайцев. // Сибирские огни. — 1949. — № 2

Особенности материальной культуры казахов, обусловленные кочевым образом жизни. // Сб. МАЭ. — 1949. — Т. 12. — С.43-70.

Черты первобытнообщинного строя в охоте северных алтайцев. // Сб. МАЭ. — 1949. — Т.11. — С.5-41 (full text)

От редакции // Окладников А. П. История Якутии. — Якутск, 1949. — T.I. — C.3—4.

1950

[Рецензия]: Алтын-Тууды. Алтайский героический эпос. // СЭ. — 1950. — № 3. — С. 203—207.

Шорцы на пути социалистического развития. // СЭ. — 1950. — № 3. — С.123—137. Переизд. в сборнике: Шорский сборник. Вып. 1 Историко-культурное и природное наследие Горной Шории. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. — С.124-139. (full text)

1951

Древний обычай, отражающий первобытно-общинный быт кочевников. // Тюркологический сборник. 1951. — Вып. 1. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — С.164-175.

Исторический путь развития хакасов. // Известия ВГО. — 1951. — Т. 83. — № 5. — С.485-499

Научная сессия в Хакасии. // СЭ. — 1951. — № 1

Одежда алтайцев // Сб. МАЭ. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951 — Вып.13. — С. 5-59. (full text)

Основные вопросы этнографической экспозиции в советских музеях. // СЭ. — 1951. — № 2. — С.7-14

[Рецензия]: Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. // Вопросы истории. — 1951. — № 9. — С.161—163.

Горно-Алтайский автономный округ: Исторический очерк // Большая советская энциклопедия. — М., 1952. — Т.12.- C. 114—115.

1952

К вопросу о национальной консолидации алтайцев. // СЭ. — 1952. — № 1. — С.75-84

Краткие очерки по истории и этнографии хакасов (XVIII—XIX вв.). — Абакан, 1952. — 217 с.

Очерк этногенеза южных алтайцев. // СЭ. — 1952. — № 3 — С. 16—35. (Издано также на кит. и англ. яз.)

Этнографический очерк земледелия у алтайцев. // Сибирский этнографический сборник. (ТИЭ, новая серия. — Т. XVIII). — Л, 1952. — Вып. I. — С. 173—198.

[Рецензия]: История Бурят-Монгольской АССР. Т.1 // СЭ. — 1952. — № 3. — С.229—236.

1953

Народы Центральной Азии. // Очерки истории СССР. Период феодализма. 9-15 вв. — Часть первая. / Под ред. акад. Б. Д. Грекова, д.и.н. Л. В. Черепнина, к.и.н. В. Т. Пашуто. — М.:Издательство АН СССР, 1953. — С.740-746.

Народы Южной Сибири (популярное издание). — Новосибирск, 1953. — 192 с.

Очерки по истории алтайцев. / Отв. ред. С. В. Киселев. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953. — 444 с.

Пища алтайцев (этнографический очерк) // Сб. МАЭ. — М.-Л.: Наука, 1953. — Т. XIV — С. 37-71. (full text)

[Рецензия]: Скалон В. Н. Русские землепроходцы XVII века. // СЭ. — 1953. — № 1. — С.198—200.

Социалистическое переустройство культуры и быта тувинцев. // СЭ. — 1953. — № 2. — С.76—102.

Происхождение и этнический состав койбалов // СЭ. — 1953. — № 3. — С.35—51.

1954

Исследования института этнографии по проблеме формирования социалистических наций. // Тезисы докладов сессии отделения исторических наук и пленуме ИМК, посвященных итогам археологических и этнографических исследований 1953 г. — М., 1954. — С.7-9.

К вопросу о сущности патриархально-феодальных отношений у кочевых народов Сибири и Казахстана. — М., 1954. — 44 с.

Основные проблемы изучения народов Алтая в советской исторической науке. // Доклады советской делегации на 23-м Международном конгрессе востоковедов. — Кембридж, 1954. — 15 с (на русском и английском языках)

Основные этапы истории хакасов. // Записки Хакасского НИИЯЛИ. — Абакан, 1954. — Вып. 3. — С.З—33.

Работа Саяно-Алтайской экспедиции в 1952 г. // Краткие сообщения ИЭ АН СССР. — М., 1954. — Вып.20. — С.3—7.

О сущности патриархально-феодальных отношений у кочевых народов Средней Азии и Казахстана // Материалы научной сессии по истории народов Средней Азии и Казахстана. — Ташкент, 1954. — С.1—38.

О сущности патриархально-феодальных отношений у кочевых народов Средней Азии и Казахстана // Вопросы истории. — 1954. — № 6. — С.73—89.

1955

О национальной консолидации народов Сибири // Вопросы истории. — 1955. — № 10. — С. 59-67

О сущности патриархально-феодальных отношений у кочевых народов Средней Азии и Казахстана. // Материалы научной сессии по истории народов Средней Азии и Казахстана в дооктябрьский период. — Ташкент, 1955. — С.17—42.

Badania nad kartatowaniem sie socialistycznych narodov // Lud (Wrozłav). — 1955. — T.XLII, cz.2. — S.613—618.

1956

Историко-этнографический очерк русского населения Сибири в дореволюционный период. // Народы Сибири. / Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1956. — С.115-214 (соавторы С. В. Иванов, Г. С. Маслова, В. К. Соколова)

Применение историко-этнорафического метода к изучению памятников древнетюркской культуры. Доклады советской делегации на 5-ом Международном конгрессе антропологов и этнографов. — М., 1956. — 28 с.

Происхождение и этнический состав койбалов. // СЭ. — 1956. — № 3 — С.35-51

Алтайцы // Народы Сибири. /Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. — С.329—376.

Тувинцы. // Народы Сибири. /Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. — С. 420—473.

Хакасы. // Народы Сибири. / Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. — С. 376—420.

Шорцы // Народы Сибири. / Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. — С. 492—529.

1957

Из истории кочевничества. // Вестник истории мировой культуры. — 1957. — № 4 — С.55—69.

Ленинская национальная политика в действии. // СЭ. — 1957. — № 5. — С.10-30 (Переведена на китайский язык в сб.: Вопросы национальностей. Пекин, 1958.)

Научная поездка в Чехословакию: (О работе этнографических учреждений в Чехословакии). // СЭ. — 1957. — № 1. — С.166—172.

Новые данные о древнетюркском Otükan. // Советское востоковедение. — 1957. — № 1 — С. 106—117

Происхождение и формирование хакасской народности. — Абакан, 1957. — 307 с.

[Рецензия]: Дулов В. И. Социально-экономическая история Тувы. 19 - начало 20 вв. // СЭ. — 1957. — № 3. — С.199—203.

Проблема патриархально-феодальных отношений у кочевых народов СССР. Пекин, 1957. На кит. яз.

Samanismus u narodu Sajansko-Altajske vysociny jako historicky pramen // Ceskoslovenska etnografia. — 1957. Sv.5, № 2. — S.134—145.

Z dejin kocovnictvive Stredni Asii // Ceskoslovenska etnografia. — 1957. Sv.5, № 2. — S.260—280.

Zum Problem der Herkunft und Ethnogenese der Koibalen und Motoren // Journal de la Societe Finno-Ugrien. Helsinki, 1957. Vol.59. — P.104.

1958

Первый сезон полевых работ Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. // Тезисы доклада на Сессии Ученого совета Института этнографии АН СССР, посвященной итогам экспедиционных исследований 1957 г. — М., 1958. — С.6—9 (соавтор А. Д. Грач)

Волк в старинных народных поверьях и приметах узбеков. // Краткие сообщения Ин-та этнографии АН СССР. — Вып. 30. — М., 1958. — С.135-142.

Изучение алтайцев русскими учеными в дореволюционный период. // Ученые записки Горно-Алтайского НИИЯЛИ. — 1958. — Вып.2. — С.З—23.

К изучению шаманизма у народов Саяно-Алтайского нагорья // Филология и история монгольских народов. Сборник памяти Б. Я. Владимирцова. — М.,1958. — С. 314—322.

О статье Н. В. Кюнера «Восточные урянхайцы по китайским источникам». // Ученые записки Тувинского НИИЯЛИ. — Т.6. — 1958. — С.198-202.

[Рецензия]: Ученые записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Тт. 1-5. // Вопросы истории. — 1958. — № 3. — С.161 — 163.

Тувинская комплексная археолого-этнографическая экспедиция. О полевых исследованиях 1957 г. // СЭ. — 1958. — № 5. — С.134—138.

Музей антропологии и этнографии АН СССР // Die Ethnographischen Museen der mittel und ostalzopischen Staaten. — Brno, 1958.

Nova komplexni expedice Institut Ethnografie Akad. Ved SSSR // Ceskoslovenska etnografia. — 1958. Sv,6, N 3. — S.93—96.

1959

С. Н. Замятин (некролог). // СЭ. — 1959. — № 3 (соавторы П. И. Борисковский, Л. И. Лавров, А. П. Окладников)

Из истории ранних форм семьи и религиозных представлений (обычай дарения убитого лебедя у хакасов). // СЭ. — 1959. — № 2. — С.18-30.

Некоторые итоги работ Тувинской экспедиции. // СЭ. — 1959. — № 5.

О научно-просветительской работе МАЭ АН СССР // Ethnografica. 1959. № 1.

Предисловие // Таксами Ч. М. Возрождение нивхской народности. — Южно-Сахалинск, 1959. — С.З—4.

Ceska etnograficka kolekce ve Statnim Museum Etnografie narodu SSSR v Leningrade // Cesky lid. — 1959. Sv.46. — S.193—197.

Quelques aspekts du Development socie-economique et culturel des nomades en URSS // Revue Internationale des Sciences Sociales. — Paris, 1959. — Vol.11, № 4. (соавтор А. Турсунбаев)

Samanske bubny altaiskych narodnosti // Ceskoslovensko etnografia. — 1959. Sv.7, № 4. — S.366—386.

1960

Полевые исследования Тувинской комплексной экспедиции Института этнографии АН СССР // Научная конференция по истории Сибири и Дальнего Востока. — Иркутск, 1960. — С.15-17. (соавторы С. И. Вайнштейн, А. Д. Грач, В. П. Дьяконова)

Задачи этнографического исследования народов Сибири в свете учения В. И. Ленина по национальному вопросу. // СЭ. — 1960. — № 2 — С.21-33.

Из истории Горно-Алтайской автономной области. // Ученые записки Горно-Алтайского НИИЯЛИ. — 1960. — № 3. — С.З—42.

Основные принципы экспозиции в этнографических музеях СССР. Доклады на 6-м Международном конгрессе этнографических и антропологических наук. — М., 1960. — 21 с.

Новые материалы по этнографии тувинцев. // Ученые записки Тувинского НИИЯЛИ. — Вып. 8. — Кызыл, 1960. — С.180—185.

Gocebelerin ibtidai cemaat hagatlarinianlatan cok eskibiradet // Jarich Dergisi. Istambul, 1960. P.71—84.

Материалы по этнографии тувинцев района Монгун-Тайги и Кара-Холя // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции АН СССР. — М.;Л., 1960. — Т.1. — С.171—237.

Новые материалы о древних этногенетических связях народностей Саяно-Алтайского нагорья. Доклады советской делегации на 25-м Международном конгрессе востоковедов. — М., 1960. — 10 с.

Тува в составе монгольских государств Алтын-ханов и Джунгарии // Ученые записки Тувинского НИИЯЛИ. — Кызыл, 1960. — Вып.8. — С.170—179.

Тувинская комплексная экспедиция ИЭ АН СССР // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции АН СССР. — Л., 1960. — T.I. — C.3—6.

New date on the Ethnogenetic Relations of the peoples of the Sajan-Altai upland // XXV International congress of the orientalist. Moskow, 1960.

1961

Основные проблемы этнографического изучения народов СССР. // Советская этнография. — 1961. — № 3 — С.З—12. (соавторы Ю. В. Крупянская, Л. Н. Терентьева)

Введение // Историко-этнографический атлас Сибири. — М.-Л., 1961. — С.3-11.(соавтор М. Г. Левин)

Задачи этнографического изучения народов Сибири в связи с решениями 21 съезда КПСС. // Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. — Новосибирск, 1961. — С. 23—33.

Очерк социалистического строительства у алтайцев в период коллективизации. — Горно-Алтайск, 1961. — 84 с.

От редакции // Кюнер Н. В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. — М., 1961. — С.5—6.

Алтайцы // Советская историческая энциклопедия. — М., 1961. — T.I. — C.462.

Historiko-etnograficke vyzkumy v Tuve // Cescoslovenska etnografia. — 1961. Sv.9, № 3. — S.280—297.

Завдания радянской етнографічно науки в свете рішений XXII zвisду КПСС // Народна творчість та етнографія. 1962. № 3.

1962

Новое в истории народностей Тувы (по материалам Тувинской комплексной экспедиции Института этнографии АН СССР). // Сибирские огни. — 1962. — № 7. — С.150—154.

Этнографическое изучение социалистической культуры и быта народов СССР. // СЭ. — 1962. — № 2. — С.3-19

1963

Задачи этнографии и этнографического музееведения. // СЭ. — 1963. — № 2 — С.3-6

О народе Бёклийской степи. // Тюркологические исследования. — М.-Л., 1963. — С.228-291

Die Schamanentrommel bei den altaischen Völkerschaften. // Glabenswelt und Folklore der sibirischen Völker. — Budapest, 1963, S. 223—256.

Новые материалы о древних этногенетических связях народностей Саяно-Алтайского нагорья // Труды 25-го Международного конгресса востоковедов. — М., 1963. — Т. З. — С.9—10.

Тюркские народы Южной Сибири в VI—VIII веках // История Сибири. — М., 1964. — T.I. — C.266—284.

1964

Введение. // История Тувы. — Т. 1. — М., 1964. — С.5-17

Культура и быт. // История Тувы. — Т.1. — М., 1964. — С.223-238 (соавтор В. П. Дьяконова)

Культура и быт. // История Тувы. — Т.1. — М., 1964. — С.300-337 (соавтор В. П. Дьяконова)

Музей антропологии и этнографии АН СССР (к 250-летию Музея). // СЭ. — 1964. — № 4 — С.196—217.

Тува в составе монгольских государств Алтын-ханов и Джунгарии. // История Тувы. — Т.1. — М., 1964. — С.198-238

Тува в составе Тюркского каганата. // История Тувы. — Т. 1. — М., 1964. — С.55-115

Хозяйство, быт и культура // История Тувы. — Т. 1. — М., 1964. — С.83-111 (соавтор А. Д. Грач)

Этнический состав и расселение тувинцев (1757—1911). // История Тувы. — Т. 1. — М., 1964. — 250—256

Выступление на симпоз.: «Учение Л.Моргана о периодизации первобытного общества в свете современной этнографии» на 7-м Международном конгрессе антропологических и этнографических наук // Труды Международного конгресса антропологических и этнографических наук. — М., 1964. — Т.4. — С.479—481.

[Редактирование] The peoples of Siberia. Chicago, 1964.

1965

Этнические процессы и миграции населения. // История Сибири. — Т.1. — Новосибирск, 1965. (соавтор Б. О. Долгих)

В новых музеях Мексики. // Вестник АН СССР. — 1965. — № 5. — С.90-93.

Народы Южной Сибири в VI—VIII вв. // История Сибири. — Т.1. — Новосибирск, 1965.

Социально-экономическое развитие коренных нерусских народов. // История Сибири. — Т.1. — Новосибирск, 1965. (соавтор Н. Н. Степанов)

Социальные отношения у народов Сибири. // История Сибири. — Т.1. — Новосибирск, 1965. (соавтор Н. Н. Степанов)

Хозяйство и общественный строй народов Сибири. // История Сибири. — Т.1. — Новосибирск, 1965. (соавтор Н. Н. Степанов)

Jubileum nejstarsiho etnografickeho muzea // Cesky lid. — 1965. — № 3. — S.178—181.

1966

Этноним «теле» и алтайцы // Тюркологический сборник. К 60-летию А. Н. Кононова. — М.: Наука, 1966. — С. 233—240. (full text)

Полевые исследования Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. — М.;Л., 1966. — Т. 2. — С.З—13.

Das Museum fur Anthropologie und Ethnografie der Academie der Wissenschaften der USSR // Jahrbuch des Museum fur Volkerkunde zu Leipzig, 1966. Bd 23. S.149—170.

1968

Из этнической истории кумандинцев // История, археология и этнография Средней Азии. — М., 1968. — С.316-323. (full text)

Shamans' Drums of Altaic Ethnic Groups. // Popular Beliefs and Folklore Tradition in Siberia. — Budapest, 1968. — pp. 205—234.

Тюркские народы Южной Сибири // История Сибири с древнейших времен. — Л., 1968. — T.I. — C.266—284.

Енисейские киргизы // История Сибири с древнейших времен. — Л., 1968. — T.I. — C. 377—379.

Миграции населения и этнические процессы // История Сибири. — Л., 1968. — Т.2. — С.55—61. (соавтор Б. О. Долгих)

Хозяйство и общественный строй народов Сибири // История Сибири. — Л., 1968. — Т.2. — С.93—109. (соавтор Н. Н. Степанов)

Социально-экономическое развитие народов Сибири // История Сибири. — Л., 1968. — Т.2. — С.285—300. (соавтор Н. Н. Степанов)

Социально-экономическое развитие народов Сибири // История Сибири. — Л., 1968. — Т.2. — С.417—434. (соавтор Н. Н. Степанов)

1969

Очерки народного быта тувинцев. — М.: Наука, 1969. — 401 с.

Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. — Л.: Наука, 1969. — 196 с.

Послесловие редактора // Вяткина К. В. Очерк культуры и быта бурят. — Л., 1969. — С.210—217.

Южные этнические элементы в составе северных алтайцев // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. — Томск, 1969. — С.131—134.

1970

К семантике названий шаманских бубнов у народностей Алтая. // Советская тюркология. — Баку, 1970. — № 3 — С.86-93

Значение идейно-теоретического наследия В.И Ленина для советской этнографии // СЭ.- 1970. — № 2. — С.З—21.(соавтор С. М. Абрамзон)

От редактора // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции АН СССР. — М.;Л., 1970. — Т. З. — С.З—6

[Рецензия]: Ученые записки Тувинского НИИЯЛИ // СЭ. — 1970. — № 6. — С.161—163.

Этнографическое изучение тюркских народностей в СССР за советский период. // Тюркологический сборник. 1970 — М.: Гл.ред восточн. лит-ры, 1970. — С.163-175

1971

Из истории национально-культурного строительства у алтайцев // Ученые записки Горно-Алтайского НИИЯЛИ. — Горно-Алтайск, 1971. — Вып.10. С.31—37.

О работе методологического семинара ЛОИЭ АН СССР // Методологические семинары и активизация научного творчества ученых. — Л., 1971.

Хакасы // Советская историческая энциклопедия. — М., 1971. — Т.15. — С.490—491.

1972

Тубалары Горного Алтая // Этническая история народов Азии. — М., 1972. — С. 52-66. (full text)

Тюльберы енисейских рунических надписей // Тюркологический сборник. 1971. — М.: Наука, 1972. — С. 145—166. (full text)

1973

Некоторые аспекты изучения сибирского шаманства. Доклад на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук. — М., 1973. — 16 с (тоже на англ.яз.: Certain aspects of the study of Siberian shamanism. Chicago, 1973)

Умай — божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник, 1972. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1973. — С. 265—286. (full text)

Вводная статья // История Горно-Алтайской автономной области. — Горно-Алтайск, 1973.

[Рецензия]: Баялиев Т. Д. Доисламские верования и пережитки у киргизов // СЭ. — 1973. — № 5. — С.166—168.

К истории освоения русскими Красноярского края // Русское население Поморья и Сибири: (Период феодализма). — М., 1973. — С.433—442.

1974

Заметка о происхождении челканцев-лебединцев // Бронзовый и железный век Сибири. Древняя Сибирь. — Вып. 4. — Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1974. — С 304—313. Переиздано в сб.: Челканцы в исследованиях и материалах XX века. / Отв. ред. Д. А. Функ. — М., 2000. — С.24-39 (full text)

[Рецензия]: Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и исторические связи // Народы Азии и Африки. — 1974. — № 1. — С.196—199.

Роль этнографии в осуществлении ленинской национальной политики // Городская научно-методологическая конференция руководителей и актива методологических семинаров. — Л., 1974.

Алтае-саянские этнографические параллели к древнетюркскому обряду жертвоприношения домашних животных и их историческое значение // Ученые записки Горно-Алтайского НИИЯЛИ. — Горно-Алтайск, 1974. — Вып.11. — С.51—62.

1975

Народная этногония как один из источников для изучения этнической и социальной истории (на материале тюркоязычных кочевников). // Советская этнография. — 1975. — № 6. (соавтор С. М. Абрамзон) ([1] full text)

О феодальной собственности на пастбища и кочевья у тувинцев (XVIII — начало XX в.) // Социальная история народов Азии. — М., 1975. — С.115—125.(full text)

Über den Pferdkult beiden turksprachigen Volkern des Sajan-Altai Gebirges // Abchandlungen und Berichte des Staatlichen Museum fur Volkerkunde Dresden. Berlin, 1975. Bd 34. S.473-487.

1976

Исторические связи саяно-алтайских народов с якутами (по этнографическим материалам) // Всесоюзная тюркологическая конференция. — Алма-Ата, 1976. — С.83—85. (full text)

1977

Конь в верованиях и эпосе народов Саяно-Алтая // Фольклор и этнография. — Л., 1977. — С.164—174.

[Рецензия]: Гузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа // Вопросы истории. — 1977. — № 1. — С.153—156.

Signification rituelle du pelage des chevaux chez les populations Sajano-Altaiennen // L’ethnografie (Paris). — 1977. — № 2. — P.81—91.

1978

Древнетюркские черты почитания Неба у саяно-алтайских народов. // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. — Новосибирск: Наука, 1978. — С.50-64.

Исторические связи алтае-саянских народов с якутами (по этнографическим материалам) // СЭ — 1978. — № 5. — С.85-95.

К вопросу о древнетюркской основе и датировке алтайского шаманства. // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. — Новосибирск, 1978. — С.3-36

К проблеме ареальных исследований этнографии народов Сибири // Народы и языки Сибири: Ареальные исследования. — М., 1978. С.7—14.

The shaman drum as a source of ethnographical history // Siberia. Budapest, — 1978. — P.169—179.

Altaic Shamanism: Essay in Historical Dating // General problems of Ethnography. Papers by Soviet Researches. — Moskow, 1978. — P.40—50.

1979

«Иер Суб» в орхонских надписях // Советская тюркология. — 1979. — № 6. — С.71-77

1980

Исторические корни алтайского шаманства // Краткое содержание докладов сессии ИЭ АН СССР, посвященной столетию создания первого академического этнографо-антропологического центра. — Л., 1980. — С.69—71.

Опыт изучения древнетюркских элементов в алтайском шаманстве // Литература и история: Тез. докл. и сообщ. 3-й Всесоюзной тюркологической конференции. — Ташкент, 1980.

1981

Шаманский бубен качинцев как уникальный предмет этнографических коллекций // Материальная культура и мифология (Сб. МАЭ. Т. XXXVI). — Л., 1981. — С. 125—137. (full text)

1982

Мифология тюркоязычных народов // Мифы народов мира. — М., 1982. — Т. 2. — С.538—540.

Древнеуйгурские элементы в традиционной культуре алтае-саянских народов // Вопросы этнографии Хакасии. — Абакан, 1982. — С.11-27.

1983

Древнеуйгурские элементы в традиционной культуре саяно-алтайских народов // Актуальные проблемы советского уйгуроведения. — Алма-Ата, 1983. — С. 189—202.

Мифы алтае-саянских народов как исторический источник // Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. — Горно-Алтайск, 1983. — С.96—110.

1985

О некоторых вопросах архаического мировоззрения. По поводу книги Г. Н. Грачевой «Традиционное мировоззрение охотников Таймыра» // СЭ. — 1985. — № 3. (соавтор Я. В. Ревуненков)

1986

Сакральное значение слова «богатый» в алтае-саянских тюркских языках: (по этнографическим материалам). // Turcologica: (К 80-летию акад. А. Н. Кононова). — Л.: Наука, 1986. — С. 230—237.

1988

Алтайцы. // Народы мира: Ист.-этногр. справочник — М., 1988. — С.51—52.

Хакасы // Народы мира: Ист.-этногр. справочник — М., 1988. — С.490.

1991

Алтайский шаманизм. / Отв. ред. Р. Ф. Итс. — Л.: Наука, 1991. — 320 с.

Элементы религиозных верований в древнетюркских генеалогических легендах // СЭ — 1991 — № 5 — С.79—86.

1997

Традиционная народная культура алтайцев — наследница древней цивилизации кочевников Центральной Азии. // Народы Сибири: история и культура. — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997. — С. 22 — 30.

Шаманский бубен — уникальный памятник духовной культуры тюркских народов Алтая // ЭО. — 1997. — № 4 — С. 25-39

2001

Охотничий промысел алтайцев: отражение древнетюркской культуры в традиционном охотничьем промысле алтайцев / РАН МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб.: МАЭ РАН, 2001. — 167 с.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности Новосибирска:

News image

Стоквартирный дом

Стокварти рный дом — восьмиэтажное жилое здание, расположенное в Новосибирске, по адресу: Красный проспект, 16 (Площадь Свердлова),  памятник архите...

News image

Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая (Новосибирск)

Часовня Святого Николая — православная часовня в Новосибирске, расположена на Красном проспекте. Часовня является одним из символов города, объявлен...

News image

Площадь Калинина (Новосибирск)

Пло щадь Кали нина — площадь в Заельцовском районе Новосибирска, находящаяся на пересечении улиц Красный проспект и Дуси Ковальчук — двух структуроо...

Карта региона:

News image

Ялуторовский дистрикт

Ялу торовский дистри кт — административно-территориальное образование на территории Сибири. Образован в 1719—1724 годах в Тобольской провинции Си...

News image

Алтайский край

Градообразующим фактором города был меде-сереброплавильный завод, комплекс которого включал плотину, пруд, плавильные фабрики, кузницу, администрати...

News image

Природные ресурсы Сибири

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины весьма разнообразны. Запасы нефти и газа таких месторождений, как Уренгой, Медвежье, Сургут выводят Запа...

News image

Особенности народов Сибири

Кроме антропологических и языковых особенностей, народы Сибири обладают целым рядом специфических, традиционно устойчивых культурно-хозяйственных пр...