Эвенкия
Сибирь - Регион, города и посёлки

эвенкия

Эвенкия - древний и загадочный край. История Эвенкии неотделима от общей истории Сибири и страны со всеми ее радостями и печалями. А загадочна эта земля потому, что скрыто в ней так много тайн, разгадывать которые не одному поколению будущих людей...

Обратимся к истории Эвенкии, и может быть, тем самым приоткроем таинственный покров, окутывающий этот край, превращающий его в легенду о северной земле Сибири. История Эвенкии не легенда - но летопись реальных событий, переплетение людских судеб, хроника достойных дел. История восхищает прошлым Эвенкии и вселяет веру в ее будущее.

II тысячи до н.э. - I тысячи н.э. - заселение Эвенкии человеком долины Нижней Тунгуски. Стоянки древних людей неолита эпохи бронзы и железного века в среднем течении Подкаменной Тунгуски.

XII век - начало расселения тунгусов по Восточной Сибири: от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Байкала и Прибайкалья на юге.

Среди северных народностей не только российского Севера Сибири, но и всего арктического побережья, эвенки - самая многочисленная языковая группа: на территории России их проживает более 26 тысяч человек, по различным источникам, столько же в Монголии и Маньчжурии.

Наименование эвенки с созданием Эвенкийского округа прочно вошло в социальный, политический и языковой обиход, и некоторым ревнителям национального вопроса , кажется, чуть ли ни уничижительным другое название этого народа - тунгусы .

Доктор исторических наук В.И. Увачан так говорил о своем народе: В слове тунгус нет ничего оскорбительного или унижающего достоинство человека. Эвенки - самоназвание эвенкийского народа. Некоторые его представители наряду с названием эвенки сохранили название илэ , т.е. человек...

Доктор исторических наук В.А. Туголуков дал образное объяснение наименованию тунгусы - идущие поперек хребтов. Этим объясняется не только их образ кочевой жизни, но и великое мужество.

Тунгусы с древнейших времен расселились от берегов Тихого океана до Оби. Их образ жизни вносил изменения в наименование родов не только по географическим признакам, но, чаще, бытовым. Эвенки, живущие по берегам Охотского моря, именовались эвенами или, чаще, ламутами от слова лама - море. В Сибири Забайкальские эвенки именовались мурченами, ибо они в основном занимались коневодством, а не оленеводством. А наименование коня - мур . Эвенки-оленеводы, расселившиеся в междуречье трех Тунгусок (Верхняя, Подкаменная, или Средняя, и Нижняя) и Ангары называли себя ороченами - оленными тунгусами. И все они разговаривали и разговаривают на едином тунгусо-маньчжурском языке!

Большинство историков-тунгусоведов считают прародиной эвенков Забайкалье и Приамурье. Но почему они разбрелись по огромной территории Сибири, по всему евроазиатскому материку, от Урала до Тихого океана? Во многих источниках утверждается, что они были вытеснены более воинственными степняками в начале Х века. Получается, заселили пустынные земли и тотчас, в Х веке, одомашнили оленя, чтобы как-то выжить в суровых условиях Севера. Думается, все было несколько иначе. В китайских хрониках упоминается, что еще за четыре тысячи лет до того как эвенки были вытеснены, китайцы знали о народе, сильнейшем среди северных и восточных иноземцев . И эти китайские хроники свидетельствуют о совпадениях по многим признакам того древнего народа - сушеней с более поздним, известным нам как тунгусы.

Летописцы Поднебесной подробно рассказывают об этих людях, живущих в снежной суровой стране в конусообразных жилищах или чумах, как о прекрасных охотниках и смелых воинах, которых не удалось покорить ни одному отряду обученных императорских воинов. Но самое главное, в этих древних хрониках рассказывается о сушенях - ловких следопытах верхом на оленях , о народе, который одомашнил дикого оленя, и тот дает им молоко и возит на санях .

В более поздних хрониках прослеживается путь развития прямых потомков сушеней - чжурчженей (уэней, уэньков), объединенных в одну империю, которая в начале VI века получила наименование Золотой империи чжурчженей, в которую входили свободные племена уэней, уэньков. Не отсюда ли наименование современной северной территории Сибири и ее жителей, эвенков?

Золотая империя, соперничающая с Поднебесной - Китаем, постоянно отражающая нападения предков монголов - киданей, охватывала территорию современной Кореи, побережье Охотского моря, Забайкалье и северные территории Сибири. И, самое главное, жители говорили на едином, тунгусо-маньчжурском языке, у них была письменность и культурные центры. Об архитектурной значимости их свидетельствуют археологические находки.

Золотая империя почти одновременно с Киевской Русью пала под копытами конницы Чингисхана. Но ей не удалось, подобно Руси, возродиться - были стерты с лица земли все города, уничтожены литературные памятники, даже надписи на городских стелах и могильных плитах были сколоты.

Эвенки навсегда потеряли свою прародину, но это не означает, что этот народ - без прошлого: устное поэтическое творчество сохранило предания о былом величии и память о могучих богатырях - сонингах. И вот что удивительно: у всех эвенков, расселившихся от берегов Тихого океана до Оби, единые герои устных произведений, которые с приобретением - а может, восстановлением? - письменности сохранены в печатных произведениях. Эвенки сохранили, пронесли через века устный свод житейских наставлений и нравственных законов, которые, по реставрированным древним надписям на стелах, почти полностью повторяют своды высоконравственных древних законов предков. И основные из них - дружелюбие, гостеприимство, взаимная помощь, уважение к старшим.

Но самое главное, что помогло выжить эвенкам в экстремальных условиях Севера и Сибири, это домашнее оленеводство. Сосуществование оленя и тунгуса - целая наука. Более того, философия и религия. Олень у эвенка-Орочена возведен в культ. И это справедливо: нет животного более совершенного, более практичного, которое бы кормило, одевало, служило транспортом. Поэтому слово аргиш имеет в эвенкийском языке несколько значений. Это не только олений обоз, но и путь развития народа.

1581-1583 года - первое упоминание о тунгусах как народности в описании Сибирского царства.

Первые землепроходцы, исследователи, путешественники Сибири высоко отзывались о тунгусах: услужливы без раболепства, горды и смелы . Харитон Лаптев, обследовавший берега Ледовитого океана между Обью и Оленеком, писал: Мужеством и человечеством, и смыслом тунгусы всех кочующих в юртах проживающих превосходят . Ссыльный декабрист В. Кюхельбекер называл тунгусов сибирскими аристократами , а первый енисейский губернатор А. Степанов писал, что их костюмы напоминают камзолы испанских грандов...

Но нельзя забывать, что первые русские землепроходцы отмечали также, что копейца и рогатины у них каменные и костяные , что нет у них железной посуды, и чай варят в деревянных чанах раскаленными камнями, а мясо только на угольях пекут... И еще: иголок железных нет и одежду шьют и обувь костяными иглами и оленьими жилками .

Следовательно, у тунгусов-кочевников, эвенков-ороченов был, по существу, еще каменный век, в то время как у русских, с которыми судьба свяжет их навеки, было уже мануфактурное производство и огнестрельное оружие.

Вторая половина XVI века - проникновение русских промышленников и охотников в Сибирь и бассейны рек Таза, Турухана и устье Енисея.

Не о вооруженном сопротивлении и крупных сражениях идет речь, хотя в мирном присоединении Сибири к России дипломатия оружия играла большую роль. Большую, но не главную. Главным были мирные торговые отношения. И даже с появлением острогов, поселений русских промышленных людей и землепашцев прямой контакт двух культур был эпизодическим. Но было бы наивным предполагать, что соседство - где бы это ни было! - двух разных культур не было взаимопроникающим. Русские обучались навыкам охоты, выживания в северных условиях, вынуждены были принимать нормы морали и общежития аборигенов, тем более, что пришлые поселенцы брали в жены местных женщин, создавали смешанные семьи.

Давно пора отказаться и от ложного понятия о русском торговом грабеже : если для русских соболь представлял ценность, пополнял царскую казну, то для таежных следопытов-тунгусов он долго не был денежным эквивалентом и не представлял в хозяйстве особой ценности. Одежда из оленьих шкур была практичней, из соболиных шкурок шили спальные одеяла и даже ... подбивали ими лыжи. Так что цена медного котла, которая определялась количеством соболиных шкурок, умещающихся в нем, для самих тунгусов казалась смехотворно низкой: Глупые лючаль (русские): за паршивые шкурки отдают котел, которому век служить! Так же бесценными были для аборигенов стальные клинки, ножи, наконечники пик, сукно, бисер, стальные иглы, металлические капканы, а поздней - ружья.

1601 год - основание Мангазеи - административного центра и важного торгово-перевалочного пункта.

1607 год - основание Туруханского зимовья.

1607 год - сбор березовским казаком Михайлой Кашмыловым первого ясака в Сибири с эвенков Нижней Тунгуски.

1620-1623 гг. - мангазейский казак Никифор Пенда поднялся по Нижней Тунгуске до ее верховья, через Чечуйский волок перебрался на реку Лену.

История обычно пишется по документам, официальным записям, а Пенда (он же Панда, Поянда) не служил не царю, ни Богу. Он был гулящим человеком, правда, не в современном понимании этого слова. Он был свободен от службы. А посему никаких письменных приказов ему не давали, и письменных отчетов он не писал - в официальных бумагах следов не найти.

Он прибыл из центральной России в Енисейск, как и многие неспокойные сильные люди того времени, идя встречь солнцу . Прожил здесь год или два, наслушался рассказов о златокипящей Мангазее и решил отправиться туда по Енисею. Взял с соартельниками в долг большой корабль, 38-метровый дощаник с палубой, под которой можно спрятаться от непогоды и везти немалый груз.

У Туруханского острога в Сибири на левом берегу Енисея остановился и к Мангазее поплыл на лодке. Прожил в этом городе некоторое время, познакомился с местными воеводами, и здесь к нему присоединились еще несколько столь же отчаянных душ. Они подрядили еще два коча.

Авторитет Никифора Пенды был высок среди окружающих: справедлив, верен слову. Сорок человек составили его артель, по тем временам это армия, но особая: все взято в долг, под пушнину - и суда, и тысячи пудов провианта, и промысловое снаряжение, и товары для обмена.

И вот со своими верными товарищами решил Пенда идти дальше на восток Сибири - обследовать новые земли по Тунгуске.

В июле, когда прошел ледоход, с Туруханска на Енисей вышла его флотилия на широкую воду, и подняв паруса, вошла в безлюдную Нижнюю Тунгуску. Было это более 370 лет тому назад.

Отряд Никифора Пенды первым прошел по этим путям, за ним пошли другие, о них история говорит как о первопроходцах, о Пенде обычно молчит.

Конец 20-х годов XVII века - поход мангазейских служилых людей во главе с Навацким по Нижней Тунгуске и далее на восток в Якутию.

1625 - 1634 года - основание ясачных зимовий: Турыжского в устье реки Кочечумо, Летнего - в устье реки Летняя, Илимпийского - в устье реки Илимпия, Титейского - в устье реки Тетея, Непского - в устье реки Непа. В административном отношении Нижняя Тунгуска составляла часть Мангазейского или Туруханского уезда.

1723 год - экспедиция Д. Г. Мессершмидта по Нижней Тунгуске, а затем реке Лена и на озеро Байкал с целью изучения сибирских народов и исследования их языков, описания флоры и фауны Байкала.

1763 год - манифест Екатерины II о переписи инородцев с указом не чинить коренным народам Сибири зла и жить в мире.

Первая половина XIX века - образование инородческих управ - административных округов у эвенков Нижней Тунгуски.

Первая половина XIX века - приобщение эвенков Нижней Тунгуски к православию. Согласно выписке из метрической книги Туруханской Преображенской церкви за 1846 год крещеными на эту дату считались тунгусы Нижнечумской, Таймурской, Курейской и Чемдальской инородческих управ.

Обращение язычников в христианство в Сибири не имело ничего общего с тем, как это происходило на американском континенте, куда церковь пришла с крестом и мечом, уничтожив миллионы индейцев. Русские православные миссионеры появлялись среди аборигенов в Сибири от случая к случаю, крестили желающих, давая новые имена. Кстати, смена имен не противоречила верованиям тунгусов: чтобы отвести злых духов, новорожденным не давали постоянные имена, они появлялись поздней. Туруханский монастырь, основанный в XVII веке, открыл лишь в конце XIX века церковь в Ессее и часовню в Чиринде, двух факториях на севере Эвенкии, одна из которых, Ессей, была центром расселения якутов.

Вот и все влияние Российской империи на культуру и быт тунгусов, расселенных в Енисейской губернии от Ангары до гор Путорака, царскую администрацию устраивало сообщество тунгусов, остановившееся на уровне общинно-родового строя. Разумеется, в дополнение к князям и родовым старейшинам, которыми когда-то становились мудрые и авторитетные люди, стали назначаться старейшины или родовые старосты, обличенные административной властью и для солидности, носящие специальную бляху на груди как представители царской власти или, как говорили в просторечии, белого царя.

1822 год - введение Устава об управлении инородцев в Сибири.

Бывший ясак сменился подушной податью, которую выплачивали от переписи до переписи и за умерших. Так что мертвые души существовали и в Туруханском крае. Государству российскому все было безразлично, за исключением податей: царскую власть не интересовали причины катастрофического вымирания аборигенов, все более губительные эпидемии оспы, развивающийся туберкулез, прогрессирующая трахома, а также эпизоотия оленей - чесотка и копытка, уносящие тысячные стада. На весь Туруханский край был только один лекарь - в Туруханске - и ни одного ветеринарного работника.

1840 год - создание Усть-Турыжского хлебо-запасного магазина, расположенного в 600-700 верстах по Нижней Тунгуске.

1850 год - учреждение Синодом Русской православной Церкви Миссии для крещения инородцев Тунгусов орд Таймурской и Нижнечумской и для просвещения остальных инородцев, кочующих в Туруханском крае .

1853-1854 года - Вилюйская экспедиция Сибирского отделения Русского географического общества во главе с Р.К. Мааком обследовала верховье Вилюя и озеро Сурингда, составив карту ранее неисследованных мест Сибири, описание геологического строения, рельефа, этнографических сведений об якутах и эвенках.

1859-1863 года - открытие М.К.Сидоровым месторождений графита по рекам Нижняя Тунгуска, Вахта и Курейка.

1863 год - создание красноярским золотопромышленником, меценатом и ученым М.К. Сидоровым училища для детей инородцев при Туруханском Троицком монастыре.

Вторая половина XIX века - начало торгово-промышленного освоения Нижней Тунгуски. Добыча запасов графита золотопромышленником М.К.Сидоровым и Русским обществом по разработке графита в Сибири .

Михаил Константинович Сидоров родился 16 марта 1823 года в Архангельске в семье купца второй гильдии. В 1845 году он приезжает в Красноярск и попадает в семью Латкина, управляющего золотопромышленными приисками известного миллионера Бенардаки в качестве учителя его детей. Позже он женился на дочери Латкина - Ольге Васильевне.

Время появления Сидорова в Красноярске совпало с периодом расцвета золотой промышленности в Сибири. Михаил Константинович, как и многие другие, был захвачен золотой лихорадкой. Он решил открыть золото и на деньги, полученные от прибыли, открыть в Сибири первое высшее учебное заведение.

В 1850 году он вышел на Подкаменную Тунгуску и здесь впервые открыл богатые месторождения россыпного золота Сибири. Все средства, которые он получал с золотых приисков, он обратил на освоение Севера и Северного морского пути.

В 1859 году он открывает месторождение графита на Нижней Тунгуске Туруханского района. Рудник был зарегистрирован как Ольго-Васильевский прииск, названный в честь его жены и друга. Началась добыча графитовой руды открытым способом для Петербургской карандашной фабрики. В 1867 году графит Эвенкии получил высокую оценку на Всемирной выставке в Париже.

Надо отметить, что большое внимание Михаил Константинович уделял положению коренных народностей Севера и Сибири. Он выступает на конференциях в их защиту с предложением, чтобы в местах промышленного и транспортного строительства, для местных жителей строились русские избы и выдавались государственные пособия на строительство жилья, больниц и школ, а в школе обучать не только грамоте, но и промыслам. Некоторые из своих предложений относительно развития культуры коренных жителей Севера и Сибири он попытался претворить в жизнь. Он построил за свой счет школу для детей при Туруханском монастыре и дал средства на содержание учеников школы-интерната. Но по распоряжению местных властей ученики были распущены по домам, а школа распилена на дрова для острога.

В 65 лет он умер несостоятельным должником. Миллионное состояние было истрачено на открытия, исследования Сибири и благотворительность. Но как общественный деятель Сидоров сделал большое дело, которое никогда не забудется.

1863 год - в верховьях реки Нижняя Тунгуска был переправлен с реки Лена паровой катер с баржей, а затем проследовал вниз по течению Нижней тунгуски и закончил свое путешествие в городе Енисейске. Открытие месторождений каменного угля и новых залежей графита в Сибири.

1873 год - экспедиция Сибирского отделения Русского географического общества во главе с А.А. Чекановским по Нижней Тунгуске, в ходе которой составлена первая точная карта этого региона в Сибири, исследованы месторождения графита, описаны растительность, погодные условия, быт и характерные особенности эвенков.

1910 год - основание лавки купцов-тунгусников Панова и Савватеева на месте будущего поселка Тура.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности Новосибирска:

News image

Центральный парк (Новосибирск)

Центральный парк— крупный парк в центре Новосибирска и самый старый парк города. Площадь парка — 10,5 га. Расположен у станции метро «Площадь Ленина...

News image

Особые достопримечательности Новосибирска

Новосибирск – крупнейший промышленный, транспортный, научный и культурный центр, третий по числу жителей город в России после Москвы и Санкт-Петербу...

News image

Первомайский сквер в Новосибирске

Одно из давних излюбленных мест отдыха горожан и гостей Новосибирска. Сквер был разбит в центре города в 1932 году по проекту главного архитектор...

Карта региона:

News image

Улан-Удэ

Ула н-Удэ (бур. Улаан Үдэ) — город (с 1775 года) в Восточной Сибири, столица Бурятии. Население — 404,0 тыс. человек (предварительные данн...

News image

Реки Байкала

Ангара Ангара - одна из самых больших и уникальнейших рек Восточной Сибири. Общая длина Ангары 1779 километров. Она вытекает из озера Байкал мощн...

News image

Сибирская губерния

Сиби рская губе рния образована 18 декабря 1708 года Петром I, существовала до административной реформы 1782 года. Центр губернии — город Тобольск. ...

News image

Иркутская область

В музеях под открытым небом сохраняется история и красота построек прошлого. Такие музеи помогают знакомиться с укладом жизни и вкусами своих предко...